16 коллективов едут на XXI Фестиваль театров малых городов России

16 коллективов едут на XXI Фестиваль театров малых городов России

События смотра, проходящего под эгидой Театра Наций, развернутся в Уфе, в июне отмечающей 450-летие. Даты проведения – со 2 по 9 июня. Условия прежние: соревнуются спектакли большой и малой формы, призы разыгрываются в пяти номинациях, лауреаты получают возможность показать свои спектакли в Москве.

Очевидная особенность программы такова: с одной стороны, фестиваль помогает навести софит на коллективы, самоотверженно делающие современный театр в небольших провинциальных городах. С другой стороны, в большинстве случаев это работы давно зарекомендовавших себя режиссёров – а порой и того больше. Например, в этом году от Серовского театра драмы приедет «Дядя Ваня» Анатолия Праудина. Чеховский подзаголовок «Сцены из деревенской жизни» в нём соблюдён вполне, вот только деревня эта современная, нищая, запустелая, пьющая, в которой профессор Серебряков – такое же инородное тело, как виниловый проигрыватель с «Пинк Флойдом» в куче картошки (образ из сценографического решения спектакля).

Фестиваль откроет спектакль Петра Незлученко «Старик и море» из репертуара Новоуральского театра музыки, драмы и комедии. Всего в конкурсе – 16 спектаклей, из них всего 5 основано на современной драматургии. Анна Куликова интерпретирует «Человека в закрытой комнате» (Великолукский драматический театр), Дмитрий Огородников – «Тихий свет» уральца Романа Козырчикова (театр «Доминанта» из Губахи), Артём Терёхин – «За белым кроликом» Марии Огневой (Березниковский драматический театр). Постоянный участник смотра, Няганский ТЮЗ, привезёт в Уфу «Калечину-Малечину». Своё прочтение романа Евгении Некрасовой представила Сойжин Жамбалова. Полностью оригинальная постановка в программе одна – «Кукуй, кукушечка» (Коми-Пермяцкий национальный драматический театр им. Горького). Документальный спектакль о фольклорном ансамбле из деревни Кукушка Пермского края подготовила Дарья Левингер.

В программу вошли переосмысления авторских сказок. Анастасия Неупокоева в спектакле «О старике, старухе и золотой рыбке» (Канский театр драмы) смотрит на пушкинский сюжет сквозь призму славянских свадебных обрядов; а в постановке Дамира Салимзянова «Алло, мама!» (Глазовский театр «Парафраз») история о Золушке (в переложении Евгения Шварца) оборачивается исследованием психологических взаимоотношений «дочки-матери». С национальной исторической памятью работают Айдар Заббаров в спектакле «Не был женат» (Альметьевский драматический театр) и Ильсур Казакбаев в спектакле «Гульнара» (Башкирский драматический театр им. Ильшата Юсагулова, Стерлитамак).

Что касается классики, то самым отдалённым по времени автором стал Платон – впрочем, в основе одноимённого спектакля Максима Соколова лежат не только труды античного философа, но и тексты Сэмюэла Беккета и Алексея Балабанова. Пушкинская «Метель» также представлена не в «чистом виде», но в известном переложении Василия Сигарёва – к нему обратилась Алессандра Джунтини в Братском драматическом театре. Также в программу вошла «Гроза» Островского в постановке Юрия Печенежского (Стерлитамакский русский драматический театр) и «Король Лир» в интерпретации Татьяны Родиной (Нижневартовский драматический театр).

Помимо театров малых городов, на фестиваль приедут их коллеги из крупных городов (естественно, их работы идут вне конкурса). В этом году таких показов будет три: «Мёртвые души» Андрея Прикотенко (Новосибирский «Красный факел»), «Барышня-крестьянка» Андрея Меланьина (Башкирский театр оперы и балета, Уфа) и «Помилование» Ильсура Казакбаева (Салаватский государственный башкирский драматический театр).

«Но не только соревновательной частью славится наш фестиваль, – напоминает худрук смотра Евгений Миронов, – его не менее важной целью является создание пространства для диалога. Надеюсь, что в Уфе — столице Башкортостана, где множество театральных коллективов разных направлений, открытая публика и крепкое профессиональное сообщество, фестиваль найдёт живой отклик и станет ярким культурным событием». Возможность диалога обычно обеспечивается тем, что участники приглашаются на весь фестиваль, а не только на свои показы – таким образом, все смотрят работы друг друга, участвуют в дискуссиях и заводят полезные контакты.

Фото: сайт Фестиваля театров малых городов России

Источник: journal.theater