Метафизика Мамлеева прозвучит в формате психоделической оперы

Метафизика Мамлеева прозвучит в формате психоделической оперы

Премьера оперы с лаконичным названием «Мамлеев» состоится 31 мая в театре «Практика». Постановка выросла из эскиза, впервые показанного прошлым летом на переделкинском Питчинге Мастерской Брусникина. Брусникинцы же будут в ней петь.

В основе постановки – рассказы Юрия Мамлеева. Как отмечают создатели, услышать эти тексты со сцены доводится редко, несмотря на растущую популярность писателя – причём как его сочинений, так и мифов о его жизни (недавно даже вышла его экстравагантная биография за авторством Эдуарда Лукоянова).

Случай редкий, но, тем не менее, не уникальный. Отрывки из сочинений Мамлеева звучат в спектаклея Дениса Сорокотягина «Степной король Лир» (Театр музыки и поэзии п/у Елены Камбуровой). В санкт-петербургском «Балтийском доме» идут «Шатуны» в постановке Романа Муромцева. Кроме того, имя Мамлеева уже возникало в оперном контексте. В 2017 году композитор Владимир Раннев написал и поставил в Электротеатре «Станиславский» оперу «Проза». В спектакле использовалось наследие Мамлеева — правда, весьма специфическим образом. На музыку был положен рассказ Чехова «Степь», а вот сценическое действие представляло собой рассказ Юрия Мамлеева «Жених», разыгранный в лицах и анимации.

Авторы премьерного спектакля «Практики» – режиссёр Арсений Мещеряков и композитор Никита Лозовский. Это не первая их совместная работа – вместе они, например, сделали экспрессионистскую трагикомедию по «Дням нашей жизни» Леонида Андреева в Школе-Студии МХАТ (сейчас тоже идёт в «Практике»). Торжества мрачного гротеска можно было бы ожидать и от обращения к Мамлееву. Авторы спектакля вроде бы идут навстречу этим ожиданиям, обещая гротескный подход к речитативу и называя магистральным мотивом постановки ужас и смех. В то же время, они уделяют много внимания философии «метафизического реализма», которую развивал писатель.

Слово режиссёру: «Мамлеев говорил, что человек — вертикаль, направленная вверх и вниз до бесконечности. Так или иначе это проявлено во всех его рассказах. Нам было интересно перевести метафизику его текстов на театральный язык. Жанр психоделической оперы возник как продолжение экспериментов в нашей с Никитой психоделической рок-группе “Электронная сигарета”. По структуре спектакль напоминает музыкальный альбом, где за основу каждого трека взят рассказ Мамлеева».

Задачу воплотить на сцене мамлеевский мир взяли на себя художник Катя Эрдэни и художник по свету Евгений Киуру. Значительную роль в постановке будет играть и саунд-дизайн, созданный Антоном Гарькиным. Актёрский состав грядущей премьеры таков: Илья Барабанов, Константин Бобков, Мария Лапшина, Андрей Минеев, София Петрова, Леонид Саморуков и Даниил Газизуллин.

Фото: соцсети театра «Практика»

Источник: journal.theater