Случится это сегодня, 7 июня на сцене Нижегородского театра оперы и балета им. А.С.Пушкина.
В репертуаре этого театра уже есть одна «Пиковая дама» – в 2022 году сюда была перенесена оперная постановка Валерия Фокина из репертуара Большого театра. «Странные сближения» на этом не заканчиваются. Дело в том, что предыдущей (и совсем недавней!) балетной премьерой Юрия Красавина тоже была «Пиковая дама» – и это был тоже спектакль Большого (постановка Юрия Посохова). Впрочем, на сей раз о переносе речь не идёт. Нижегородский балет был написан раньше, во время пандемии. Кроме того, в отличие от музыки для Посохова, созданной на основе оперы Чайковского, здесь партитура полностью оригинальна – насколько этот эпитет в принципе применим к творчеству Красавина, открыто утверждающего, что век европейских композиторов прошёл, а сам он пишет «музыку о музыке».
Кроме того, авторский замысел Красавина во многом противоположен постановке в Большом –или, как говорит сам композитор, находится к ней в «противопараллели». «Задачей этого балета было снять с Пушкина весь романтический, готический налёт. Соответственно, общий тон спектакля совершенно иной, не такой, как у Чайковского. Это, скорее, игра, шутка» – сообщил композитор на пресс-конференции. Дирижировать премьерой будет Фёдор Леднёв.
Хореограф спектакля – Максим Петров. Вот, как он охарактеризовал пластическое решение «Пиковой дамы»: «Балет выстроен на неоклассической танцевальной лексике, что называется, постбаланчинской. Но помимо этого, там много чего другого, потому что мы живём в современном мире и в любом случае впитываем в себя и современный танец, и уличный танец. <…> Какие-то вещи выстраивались с танцевальной от мизансцен, то есть мы придумывали какие-то мизансцены, придумывали пластическое движение для артистов, и дальше от этого рождался танец».
В сочинении спектакля также принял участие режиссёр Антон Морозов (для него, ученика Андрея Могучего и автора драматических спектаклей, это первый опыт работы в балете). Визуальный образ Петербурга создали художники Альона Пикалова, Татьяна Ногинова и Константин Бинкин.
Авторы предупреждают: в свой постановки они шли по пушкинскому тексту, но при этом постоянно «смещали» точку зрения, выдвигая на первый план второстепенных персонажей, а номинально главных героев отводя в сторону. Как именно это происходит в спектакле, не разглашается, но уже объявлено, что центральным героем будет не Германн.
Можно с уверенностью сказать, что одним из наиболее радикально переосмысленных персонажей повести станет Графиня. На премьере эту партию исполнит прима-балерина Большого театра Мария Александрова. Свою героиню она охарактеризовала как «очень глубокий женский архетип: инфернальный, мстительный, коварный и в то же время манящий». В других составах воплощать этот архетип будут Мария Аджамова, Алиса Карпычева, Анастасия Никольская и Екатерина Шуверова.
Перечислим основных участников премьерного показа. Германна будет танцевать Максим Просянников, Лизу – Маюко Сато, Томского – Сюго Каваками, Нарумова – Дмитрий Пельмегов, Сурина – Нуркубат Нурлан.
Источник: journal.theater