Мурат Абулкатинов стал главным режиссёром Красноярского ТЮЗа

Мурат Абулкатинов стал главным режиссёром Красноярского ТЮЗа

13 лет назад на эту должность был приглашён Роман Феодори, оставивший пост в октябре прошлого года. Новый главный режиссёр, 34-летний Мурат Абулкатинов, уже известен красноярской (и не только!) публике. Напомним, с кем мы имеем дело.

Сначала Мурат выучился в Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова по специальности «Артист театра кукол» (мастерская Татьяны Кондратьевой). Вспоминая в различных интервью о полученных в те годы навыках и знаниях, Абулкатинов говорит о «поэтическом» мировосприятии кукольника, его обязанности подключаться к другому – ведь всю сумму своих переживаний надо уметь передать кукле.

В 2017 году Мурат Абулкатинов поступил в ГИТИС на режиссёрский факультет (мастерская Сергея Женовача). Параллельно он продолжал карьеру актёра театра кукол, а в 2018 году дебютировал в режиссуре спектаклем «Золушка» (Саратовский театр «Версия»). За основу была взята пьеса Жоэля Помра; жанровое определение постановки – «кэмп-сказка». Спектакль ждал успех у подростковой аудитории, а вскоре «Золушка» принесла ему первую профессиональную награду – приз за лучший дебют по версии областного театрального фестиваля «Золотой Арлекин».

На счету Абулкатинова – десятки постановок и эскизов, созданных в рамках режиссёрских лабораторий по всей стране. Творческий диапазон широк; в его послужном списке есть и «Гроза» Островского (Саратовский ТЮЗ), и татарский фольклор («Алтынчеч. Мирас» в Альметьевском драматическом театре), однако чаще режиссёр обращается к современному материалу – пьесам и подростковой прозе. Из его работ в Москве можно увидеть спектакли «Десять посещений моей возлюбленной» в Театре Наций, «Тахир и Зухра» в театре «Шалом», «Июльский дождь» в театре а39 и «Телемах» в театре «Среда 21».

Сотрудничество с Красноярским ТЮЗом началось в 2022 году. Режиссёр поставил здесь два очень разных спектакля: «Поход в Угри-Ла-Брек» (по пьесе шведского писателя Томаса Тидхольма) в камерном пространстве Мобильной сцены и «Евгений Онегин», превращённый в «сентиментальную трагедию» и выпущенный на большой сцене (сейчас его играют в Красноярском музыкальном театре). Обе работы ждал тёплый приём у публики, а «Онегин» был удостоен нескольких призов Национальной театральной премии «Арлекин».

«Когда-то в интервью меня спросили: “Есть ли у вас место, куда вам хотелось вернуться?” – рассказал режиссёр на сборе труппы во время своего представления. – И я, как-то не подозревая, что же будет дальше, ответил, что это Красноярский ТЮЗ, у меня с ним какие-то особые отношения, и два спектакля, которые потом, как показала практика, очень успешные… Я очень рад, что как-то так сейчас складывается, и я здесь, и я с вами. И вижу сейчас свою задачу так, чтобы в первую очередь мне было интересно с вами, а вам было интересно со мной».

Фото: соцсети Красноярского ТЮЗа

Источник: journal.theater