Правило золотого треугольника


Мерчандайзинг в розничной торговле

Важнейшим KPI показателем работы магазина является выручка с одного квадратного метра. Считается показатель просто выручка/площадь магазина. Сравнивая показатели магазинов разной площади и разной арендной платы можно понять их эффективность. Но сегодня не об этом, с точки зрения выручки метры в магазинах бывают разные. Некоторые вообще не приносят прибыли, а некоторые наоборот приносят столько денег, что их называют золотыми. Сегодня будем говорить про всё золотое что есть в ритейле – метры, полки, треугольники.

Правило золотого треугольника

Золотой треугольник – это маркетинговое правило, согласно которому маршрут клиента в магазине основан на перемещении между тремя основными точками: вход в торговый зал, витрина с самыми необходимыми товарами и выход из торгового зала. Клиент, приходя в магазин движется между этими тремя точками, задача маркетинга и мерчандайзинга сделать этот треугольник как можно большим по размеру. Чем больше золотой треугольник, тем больше клиент проведёт в магазине времени, тем больше ему можно продать товаров.

В супермаркетах существуют так называемые горячие зоны, в которых продается наибольшее количество товаров. К таким зонам, например, относятся торцы полок. Именно с таких полок лучше всего выбирают товары посетители супермаркетов. Это происходит даже в том случае, если покупатели предварительно видели аналогичные товары в специализированных отделах этого же супермаркета. Именно с помощью торцов и привлекается внимание покупателя следующего по маршруту золотого треугольника.

Крайне сильное влияние на покупателя оказывает взаимное расположение хлебного, мясного и молочного отделов супермаркета. Именно эти отделы в супермаркетах работают подобно магнитам. Поэтому их всегда располагают в разных частях зала. Получается своеобразный треугольник, который сами маркетологи называют золотым. Именно за счет приобретения товаров, купленных в зоне золотого треугольника, покупатели тратят больше всего денег в супермаркетах.

Ящики с товарами, в которых расположены, например, овощи, создают у покупателей иллюзию того, что товары быстро раскупаются. Такие ящики часто заграждают проходы в магазине. Из-за этого человек неизбежно замедляет ход. Останавливается. И заостряет свое внимание на товарах, размещенных в данной зоне.

Золотые полки

Большинство из посетителей супермаркетов хотя бы раз слышали о золотых полках. Но даже в том случае, если вы о них никогда не слышали, то все покупатели супермаркетов совершенно точно и многократно видели такие полки. И вы намного чаще обращали внимание на товары, размещенные именно на «золотых полках». В этом нет ничего удивительного. Ведь золотые полки располагаются на уровне глаз покупателя. Первыми покупатели замечают те товарные позиции, которые расположены на золотых полках. Такое поведение покупателей является абсолютно естественным.

Золотые полки – это полки, расположенные на уровне глаз клиента, примерно 1,2 – 1,7 метра. Ещё в середине 20го века было выяснено что клиент тратит наиболее количество времени рассматривая именно полки, расположенные на такой высоте. Товар расположенный на них имеет наибольшие шансы быть проданным. Именно из-за высокой выручки с этих полок они называются золотыми.

Большинство покупателей и вовсе не стараются рассмотреть товарные позиции, которые располагаются на других полках. Здесь сильное влияние на покупателя оказывает обилие товаров в супермаркетах, среди которого обычному покупателю довольно сложно сориентироваться. По этой причине многим становится труднее сделать более рациональный и правильный выбор. Поэтому человек рефлекторно выбирает товар с удобной для него полки или тот товар, который приглянулся ему первым.

Золотыми такие полки называют не только потому, что товары, расположенные на них, продаются значительно лучше. Это связано с тем, что и производителям, и поставщикам товаров для супермаркетов необходимо ежемесячно тратить большие средства для того, чтобы торговая сеть размещала именно их продукцию на «золотых» полках. Иногда поставщики товаров за возможность размещение своей продукции на золотых полках вынуждены дополнительно отдавать определенный процент от своей выручки. Несмотря на это, поставщики и производители все равно остаются в плюсе. Поскольку они всегда учитывают подобные риски и специфику, определяя свою торговую наценку. За счет этого производители и поставщики страхуются от всевозможных рисков, определяя закупочные цены для торговых сетей. Это всегда происходит за счет кошельков все тех же покупателей, то есть нас с вами.

Но именно с «золотых» полок и стеллажей, расположенных в конце отделов, товары буквально разлетаются. Как горячие пирожки. Это объясняется тем, что покупателю оценивать и выбирать товары именно с золотых полок супермаркетов значительно проще, удобнее, быстрее.

По подсчетам маркетологов выходит, что примерно 70 процентов покупателей в супермаркетах выбирают товары именно с золотых полок. Правило «золотой полки» действительно работает. И работает оно очень эффективно. Отлично привлекают внимание покупателей торцы стеллажей и прикассовая зона. Именно из этих отделов супермаркета мы чаще всего наполняем свою покупательскую корзинку бесполезными товарами.

Относительно прикассовой зоны супермаркета нужно отметить, что у покупателя идея дополнить перечень выбранных товаров очень часто возникает именно в моменты нахождения в зоне возле кассы или непосредственно на самой кассе. То есть это происходит уже на выходе из магазина, когда человек считает, что он уже приобрел все необходимые ему товары. Но очень многие покупатели по разным причинам дополняют перечень совершенных покупок теми товарами, которые размещены именно в прикассовой зоне. Такие покупки в абсолютном большинстве случаев являются внеплановыми. На прикассовую зону отводится около 10 процентов от общей выручки супермаркетов. Некоторые товарные позиции торговые сети намеренно размещают именно в прикассовой зоне. К таким товарам можно отнести:

  • сигареты,
  • бритвенные станки,
  • витамины,
  • жевательные резинки и прочие товары.

Такие товарные позиции, которые абсолютно не связаны между собой, намеренно размещаются в прикассовой зоне. Делается это для того, чтобы создать у покупателя ощущение комфорта, легкости, удобства выбора товаров. Ведь от прикассовой зоны покупатель никуда уже не отойдет. Широкий перечень недорогих товарных позиций, расположенных в прикассовой зоне, часто вызывает желание приобрести некоторые из них. В прикассовой зоне очень часто размещаются товары для детей. И сделано это намеренно. Именно на уровне глаз ребенка в супермаркетах размещаются товары, которые вызывают усиленный интерес у данной категории посетителей супермаркетов. Товарные позиции для детей размещаются на уровне глаз ребенка не только в прикассовой зоне, но и во многих других отделах сетевых магазинов.

Существенное влияние при выборе товаров в супермаркетах на покупателей оказывает их ассоциативное мышление. Человек под влиянием ассоциативного мышления и восприятия совершает некоторые покупки, связывая их со своими воспоминаниями. Это является еще одним подтверждением эффективности нейромаркетинга. Покупатели в 93% случаев проходят именно по маршруту «золотого треугольника». И часто совершают там не всегда запланированные покупки.

Незапланированные покупки маркетологи считают своим значительным успехом в нейромаркетинге. Ведь именно импульсивные покупки приносят супермаркетам наибольший доход. Этот показатель колеблется в диапазоне от 40 до 90%. Только представьте, что 90% покупок, совершаемых некоторыми людьми, спровоцированы их эмоциональными решениями. Это является явным триумфом маркетологов и супермаркетов. Но ни в коем случае это не должно радовать самих покупателей.

Никакие угрызения совести по поводу применения приемов нейромаркетинга в супермаркетах маркетологов не беспокоят. Ведь большая часть покупателей вообще ничего не слышали о нейромаркетинге. И они просто совершают покупки в привычном для себя режиме.

Правило "золотого треугольника" воздействует на любого покупателя супермаркета

Недавно мне стало известно, что в каждом российском супермаркете применяется правило "золотого треугольника", которое гарантированно воздействует на каждого покупателя - попадая в такой магазин, они мгновенно скупают все те товары, которые необходимо продать в первую очередь.

"Золотой треугольника" - это маркетинговое правило

Правило "золотого треугольника" уже очень давно используется в торговой практике. Более того, оно горячо любимо владельцами ритейлов, ведь перед его воздействием не способен устоять ни один покупатель - люди то и дело поддаются соблазну купить определенные товары, в результате чего суточная выручка магазина заметно увеличивается, а порченой продукции становится меньше.

Суть маркетингового правила "золотого треугольника" заключается в определении трех точек, соединенных между собой линиями в виде стеллажей, на которых лежат продукты, которые необходимо продать в первую очередь.

По общему правилу, этими тремя точками являются: вход в магазин, выход из торгового зала и витрина с товарами первой необходимости, которые кладет себе в корзину почти каждый покупатель.

Каждый мерчендайзер понимает, что треугольник должен быть максимально большим

Любой мерчендайзер понимает, что чем больший размер будет иметь "золотой треугольник", тем большее количество времени покупатель проведет в магазине. Как следствие, чем дольше пребывание клиента в магазине, тем большее количество товаров он купит.

Какие зоны обязательно входят в "золотой треугольник"

В так называемый "золотой треугольник" обязательно должны входить товары импульсного спроса, которые, как правило, располагаются недалеко от кассы - именно с этих полок все предложенные товары выбираются лучше всего. Возможно, вы обращали свое внимание на то, что небольшие торцы с мелкими товарами расставлены и рядом с другими отделами торгового зала - их устанавливают для привлечения внимания посетителей магазина, которые неосознанно двигаются от торца до торца, преодолевая маршрут "золотого треугольника".

В "золотой треугольник" обязательно входят мясной, молочный и хлебный отделы, причем, все они расположены взаимовыгодно, в разных частях зала. Эта хитрость также становится причиной того, что человек, попадая в магазин, невольно начинает двигаться по маршруту "золотого треугольника", постепенно закладывая в корзину товары с попутных полок.

На маршруте "золотого треугольника", как правило, встречаются овощные отделы, причем, представлены они в виде некоего нагромождения. Это - еще одна уловка, заставляющая человека замедлить свой шаг и обратить внимание на предложенные товары.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Блог: Правило золотого треугольника | Datawiz.io

Antonina Kelman10 марта 2016 г. 16:09

Возвращаясь к теме, как и почему покупатели приобретают больше, чем запланировали, даже если “я всего на минутку” и “только за хлебушком”. Помимо различных секретов по размещению в торговом зале, существуют и другие правила привлечения и удержания покупателей в магазине. Сегодня об одном из таких правил.

Маркетинговое правило золотого треугольника, как один из ключевых принципов мерчандайзинга. И так, что же это и как работает?

Траектория, по которой двигается покупатель Вход ⇒ Нужная ему витрина ⇒ Касса и является золотым треугольником. Чем дальше друг от друга находятся “вершины” треугольника, то есть, чем большую площадь он охватывает, тем больше времени покупатель проводит в торговом зале и тем большее количество товаров попадают в поле его зрения. Внутри треугольника располагаются товары, необходимые для быстрой продажи (скоропортящиеся, новые, а также дорогие и сопутствующие товары).

Разные покупатели - разные предпочтения. А потому таких треугольников в торговом зале может (и должно) быть несколько. Но схема останется прежней.

Принцип построения золотых треугольников:

 

 

  • Проводим анализ по категориям товаров. С этой задачей вам легко и быстро поможет справиться наш сервис.
  • Выбираем наиболее популярные категории товаров. 
  • Размещаем данные категории в разных углах торгового зала. (Смотрим видео по размещению товаров).
  • Не забываем о сопутствующих товарах. Размещаем их недалеко от ключевых групп.

  • По данным POPAI (Point of Purchase Advertising International - Международная ассоциация маркетинга в ритейле), грамотно расставленные категории товаров увеличивают продажи минимум на 10%. Правильная выкладка товаров увеличит доход ритейлера на 15%, а различные приемы акцентирования - еще на 25%.

    Это пример размещения категорий товаров в торговом зале:

    Как видим, наиболее востребованные категории (хлеб, молоко, колбаса, сыры, овощи-фрукты) разнесены в разные стороны. Такое размещение позволяет “провести” покупателя по значительной площади торгового зала.

    Постоянный контроль и анализ продаж позволяет своевременно реагировать на изменения в динамике спроса. А значит - своевременно корректировать размещение и выкладку товаров.

    Свяжитесь с нами! Мы будем рады помочь вам!

 

 

Золотое сечение. Золотой треугольник — SurWiki

Введение

Человек различает окружающие его предметы по цвету, вкусу, запаху, форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть вызван жизненной необходимостью, а может быть и красотой формы. Форма, в основе построения которой лежит принцип “золотого сечения”, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Классическими проявлениями золотого сечения являются предметы обихода, скульптура и архитектура, математика, музыка и эстетика. В предыдущем столетии с расширением области знаний человечества резко увеличилось количество сфер, где наблюдается феномен золотой пропорции. Это биология и зоология, экономика, психология, кибернетика, теория сложных систем, и даже геология и астрономия. Ежегодно издаются несколько книг, посвященных этой проблеме, постоянно расширяя область приложения золотого сечения. Авторы этих исследований связывают золотое сечение с такими несовместимыми, на первый взгляд понятиями, как красота, асимметрия, рекурсия, самоорганизация и пропорция. За последние годы появились интересные интернет-сайты, посвященные золотому сечению.

Цели и задачи:

Цель работы: изучить золотое сечение и золотые треугольники.

Задачи работы:

1.Изучить понятие о золотом сечении

2. Узнать о золотых треугольниках

3. Найти золотое сечение в выбранном фото и картине.

Определение Золотого сечения

Как известно, «золотая» пропорция создаёт зрительное ощущение гармонии и равновесия. Но помимо эстетических воздействий она обладает ещё интересными математическими свойствами. Существует бесконечное множество разбиений отрезка на две части. И лишь единственный способ разбиения такой, что отношение всего отрезка к его большей части равно отношению большей части к его меньшей части, т.е. с : b = b : а

Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — деление величины (например, длины отрезка) на две части таким образом, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению всей величины к её большей части. Или, если использовать вычисленную величину золотого сечения, — это деление величины на две части — 62 % и 38 % (процентные значения округлены). Число называется также золотым числом. Приблизительная величина золотого сечения равна 1,6180339887. Практическое знакомство с золотым сечением начинают с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки.

Из точки В восстанавливается перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется отрезком с точкой А. На отрезке AC от точки С откладывается отрезок, равный ВС, заканчивающийся точкой D. На отрезке AB от точки А откладываем отрезок АЕ, равный отрезку AD. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции. Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью AE = 0,618..., если АВ принять за единицу, ВЕ = 0,382... Для практических целей часто используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Если отрезок АВ принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая – 38 частям.

История Золотого сечения

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик. Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле также заложены пропорции золотого деления. В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в “Началах” Евклида. Во 2-й книге “Начал” дается геометрическое построение золотого деления. В средневековой Европе с золотым делением познакомились по арабским переводам “Начал” Евклида. Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным.

В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре Леонардо да Винчи. «Пусть никто не будучи математиком, не посмеет читать мои труды.». Он, художник и ученый, видел, что у итальянских художников эмпирический опыт большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Лука Пачоли был учеником художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из которых называлась “О перспективе в живописи”. Его считают творцом начертательной геометрии.

Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное.

Великий астроном XVI в. Иоган Кеплер назвал золотое сечение одним из сокровищ геометрии. Он первый обращает внимание на значение золотой пропорции для ботаники (рост растений и их строение).

Кеплер называл золотую пропорцию продолжающей саму себя “Устроена она так, – писал он, – что два младших члена этой нескончаемой пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция сохраняется до бесконечности”.

Золотые треугольники

Существуют золотые прямоугольники треугольники пятиугольники и спирали. Рассмотрим золотой треугольник. Это равнобедренный треугольник, у которого отношение длины боковой стороны к длине основания равняется 1,618. В звездчатом пятиугольнике каждая из пяти линий, составляющих эту фигуру, делит другую в отношении золотого сечения, а концы звезды являются золотыми треугольниками. Для нахождения отрезков золотой пропорции восходящего и нисходящего рядов можно пользоваться пентаграммой.

Для построения пентаграммы необходимо построить правильный пятиугольник. Каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник. Его стороны образуют угол 36° при вершине, а основание, отложенное на боковую сторону, делит ее в пропорции золотого сечения.

Проводим прямую АВ. От точки А откладываем на ней три раза отрезок О произвольной величины, через полученную точку Р проводим перпендикуляр к линии АВ, на перпендикуляре вправо и влево от точки Р откладываем отрезки О. Полученные точки d и d1 соединяем прямыми с точкой А. Отрезок dd1откладываем на линию Ad1, получая точку С. Она разделила линию Ad1 в пропорции золотого сечения. Линиями Ad1 и dd1 пользуются для построения золотого прямоугольника.

Золотое сечение в архитектуре и живописи

Рассмотрим строения города Сургута. Во многих постройках присутствует золотое сечение, однако золотой треугольник не так часто встречается в архитектуре города. На фото представлена церковь Всех Святых. На этой фотографии соблюдаются пропорции золотого треугольника.

Медведева Олеся Анатольевна – югорская художница. Она живет и работает в городе Нижневартовск. Является участницей городских, областных, окружных, зональных, всероссийских, международных выставок. Одна из её картин показывает, что золотые треугольники встречаются также и в живописи.

Заключение

Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Природа, понимаемая как весь мир в многообразии его форм, состоит как бы из двух частей: живая и неживая природа. Для творений неживой природы характерна высокая устойчивость, слабая изменчивость, если судить в масштабах человеческой жизни. Мир неживой природы - это прежде всего мир симметрии, придающий его творениям устойчивость и красоту. Мир природы - это прежде всего мир гармонии, в которой действует "закон золотого сечения". Повсюду мы встречаем золотое сечение, но лишь обратив на него свое пристальное внимание, мы сможем увидеть истинную красоту.

Список литературы

1. Азевич А.И. От золотой пропорции к ее "производным". // Квант – 1995. - № 3. – С. 55.

2. Хинн О.Г. под общ. Ред. ООО «Издательство АСТ-ЛТД» 2004 г. «Я познаю мир: математика».

3. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. – М.: Молодая гвардия, 1990.

4. Виленкин Н.Я. и др. За страницами учебника математики, 10-11. – М.: Просвещение, 1996.

5. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М.: Просвещение, 1992.

6. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Геометрия: Учебник для 7-9 классов. – М.: Мнемозина, 2005

7. http://ru.wikipedia.org

8. http://n-t.ru

Дополнительные материалы

Что такое «золотой треугольник»? Ловушки для покупателей | Психология

Есть такая профессия мерчендайзер. Это человек, который продвигает товар и расставляет его на полках так, чтобы мы «захотели» купить как можно больше. Такие специалисты очень хорошо знакомы с психологией покупателей. И они знают, что их можно разделить на три категории. Первые перед походом в магазин составляют точный список необходимого и строго его придерживаются. Вторые, составив список покупок, покупают что-нибудь еще на ходу. И последние — это импульсивные покупатели.

Большие супермаркеты специально организованы так, чтобы человек обошел как можно большую торговую площадь. Для этого востребованные товары (молоко, хлеб, полуфабрикаты и т. д.) ставятся подальше.

Кроме того, специалисты знают, что магазин должен быть устроен по правилу «золотого треугольника». Это тоже относится к психологии человека и означает, что он начинает движение, в том числе и движение глаз, по часовой стрелке. Поэтому и вход в зал делают зачастую слева. Это является первой вершиной треугольника. Затем идет особо востребованный товар, который расположен как можно дальше. И третья вершина — это уже касса. А пока покупатель пройдется — может, и купит то, что даже и не планировал. Фото: Depositphotos

Следующая уловка заключается в том, что большинство людей смотрят на полки, находящиеся справа. И «золотой» становится полка, которая является первой в поле зрения покупателя — та, что находится на уровне глаз. Известно, что лучшее место на этой полке, куда большинство и смотрит, — это верхний левый угол.

Но это не значит, что сюда выкладывается залежалый товар. Это место отдается популярной продукции. Так как прибыль магазины имеют с оборотов, им выгодно, чтобы и доход от таких «точек» был максимально большой. Поэтому дешевые макароны если и есть в супермаркетах, будут лежать они где-нибудь на задворках, а на виду вы найдете дорогие, в стоимость которых включены затраты на рекламу. Фото: Depositphotos

Таких же принципов придерживаются в магазинах одежды и бытовой техники. Правда, в магазинах бытовой техники реже приходится рассчитывать на импульсивные покупки, и в основном — непрофильного товара. Можно, например, заметить рядом с газовыми плитами моющее средство, около микроволновки — посуду и т. п. Такой прием, когда рядом стоят сопутствующие друг другу товары, называется «паровоз».

Следующая уловка называется «эффект кариеса». Это когда на полках держат мало одного вида товара, покупатель думает, что он хорошо раскупается — значит, самый качественный. Еще рядом с товаром подороже ставят товар дешевле в два раза. Тут уж, как говорится, выбор определен заранее.

Также все продавцам известно, что рядом с кассой совершается большинство импульсивных покупок. Это, как правило, мелочь. Купишь и не заметишь. То жевательную резинку, то шоколадку, если не себе, то ребенку. Особенно если перед кассой очередь.

Кстати, для детей существуют «специальные» полки. Они расположены так, чтобы в зону видимости детей попадали различные вкусности, игрушки. Возьмет в руки, и родитель уже не сможет отказать ему. Фото: Depositphotos

Для увеличения продаж используют и «музыкальный» метод. В час пик включается энергичная музыка, под нее люди двигаются быстрее. Но музыка выбирается без слов или на иностранном языке, чтобы покупатель на ней не заострял внимание.

Но и это еще не все. Для мерчендайзера выгоднее, когда покупатель ходит по магазину с тележкой, а не с корзиной. Так как тяжесть в руках отвлекает от покупок, корзина быстрее наполняется, а в тележку положишь несколько покупок, места еще много — и хочется еще что-нибудь купить.

Также специально на дорогих продуктах указывается десятая часть стоимости товара, а внизу мелкими буквами дописано «за 100 граммов». Это чтобы реальная цена не отпугивала покупателя. Фото: Depositphotos

Цветом ценников на покупателя тоже ухитряются воздействовать. Желтый цвет, как известно, означает скидку. Привыкнув к этому, в другой раз покупатель может купить товар с желтым ценником, но уже без скидки. А еще иногда дарят подарки, но их стоимость уже включена в цену продаваемого товара.

В общем, хитростей у продавцов много, и угнаться за ними вряд ли возможно. Поэтому самый универсальный и простой способ экономии денег — это составить список необходимого перед походом в магазин, и не брать с собой в кошельке большие суммы.

10 правил композиции в фотографии

Эта статья – результат интерактивного обзора законов композиции, который мы ведем в телеграм-канале фотошколы @blenda_by (подписывайтесь!).

Каждую неделю мы разбираем какое-нибудь правило или прием композиции, постим 10 фотографий-примеров, а подписчики голосуют за самую лучшую, лишнюю или фотошкольную из них.

Мы уже разобрали 10 приемов композиции:

  1. Симметрия
  2. Золотое сечение и правило третей
  3. Спираль Фибоначчи
  4. Золотые треугольники
  5. Паттерны и текстуры
  6. Негативное пространство
  7. Плотное кадрирование
  8. Фрейминг
  9. Диагонали
  10. Правило треугольника

Симметрия

Симметрия – это мощный прием композиции, при помощи которого создаются и гармонизируются произведения искусства: архитектуры, дизайна, живописи, графики, фотографии.

Проще всего симметрию в фотографии описать так: если вы сложите идеально симметричную фотографию пополам вдоль линии симметрии, у вас получится две идентичные фотографии. Но симметричная композиция не предусматривает идеального совпадения элементов обеих половинок изображения. Взгляд зрителя может быстро устать от однообразия, поэтому несовершенность симметрии дает взгляду зацепиться и отдохнуть.

Существует всего три типа симметрии:

  1. Вертикальная – вертикаль в виде здания, сооружения или дороги может разделять фотографию на правую и левую симметричные половинки.
  2. Горизонтальная – отражения в воде создают симметричные изображения по отношению к линии горизонта.
  3. Радиальная – линии, расходящиеся из центра изображения, создают радиальную симметрию.

Фрейминг

Фрейминг (в переводе с английского – рамка, обрамление) – это прием, суть которого заключается в том, чтобы основной объект снимка поместить в своеобразную рамку из других объектов на фото. Эта рамка дополняет и лучше раскрывает сюжет, помогает выделить на фото основной объект. При этом важно, чтобы основной объект и рамка не конкурировали за внимание зрителя и не противоречили друг другу в сюжетном плане. Такой рамкой может служить окно, арка, промежуток в ветвях деревьев, волна, луч света и другие объекты.

Фрейминг – это очень простой, но очень сильный прием композиции, который выполняет несколько задач.

  • Во-первых, использование рамки позволяет сфокусировать внимание зрителя, направить его взгляд, расставить акценты. Желательно, чтобы главный объект находился в резкости, а вот рамку можно оставить и вне фокуса.  
  • Во-вторых, обрамление добавляет в кадр ощущение глубины, объема. Как правило, фрейминг – это работа с многоплановой композицией, и рамка здесь выступает в роли переднего или заднего плана.
  • В-третьих, рамка позволяет создать эффект подсматривания. Зритель будто смотрит на объект через экран, создаваемый окружающими предметами и направляющий взгляд зрителя вглубь кадра.

Этот прием чаще всего используется при съемке архитектуры, пейзажей, портретов и стрит-фото.

Диагонали

Метод диагоналей – одно из правил композиции в фотографии, живописи и графике. Во время изучения многочисленных фотографий, картин и гравюр фотограф Эдвин Вестхофф (Edwin Westhoff) случайно обнаружил, что детали изображений, на которые обращается больше внимания, лежат на диагонали под углом 45°. Однако в зависимости от пропорций кадра этот угол может меняться.

Фотография с диагональным элементом почти всегда более динамична и сильна, чем такое же фото без него. Если вертикали и горизонтали обычно делят пространство на области, то диагонали его соединяют и непрерывно проводят взгляд зрителя через весь кадр.

Диагонали в кадре может быть две:

  • «быстрая» – с верхнего левого в нижний правый угол;
  • «медленная» – с нижнего левого в верхний правый угол.

С диагоналями связано зрительное восприятие мозга: мы привыкли читать слева направо и сверху вниз, спускаясь по диагонали. Соответственно, объекты, расположенные по диагонали, легче и быстрее воспринимаются зрительным центром.

Психологи считают, что «медленная», восходящая диагональ вызывает умиротворение, в то время как «быстрая», нисходящая – беспокойство и тревогу. Помните об этом при построении композиции.

Паттерны

Паттерн – это повторения однородных текстур, форм, объектов, цветов. Повторяющийся мотив, узор или орнамент гармоничен и привлекателен для взгляда зрителя. Акцент на соотношении цветов, форм, линий способствует развитию видения фотографа.

И вот вам несколько советов по съемке паттернов:

  • Ищите паттерны в больших и малых масштабах: в макросъемке и аэрофотосъемке.
  • Замечайте паттерны в живой и неживой природе: в прожилках листьев и фасадах зданий.
  • Экспериментируйте с углом и точкой съемки: снимайте сбоку, снизу и сверху.
  • Заполняйте паттерном весь кадр целиком, чтобы максимизировать эффект.
  • Нарушайте структуру узора акцентным элементом: это усиливает воздействие на зрителя.

Негативное пространство

Негативным (или отрицательным ) пространством в искусстве называют область, окружающую предмет изображения. При этом негативное пространство вовсе не обязано быть пустым: это может быть небо с облаками, стена с кирпичной кладкой, дощатый пол. Да что угодно! Это пространство может быть вовсе незаметным, как белый сугроб или туман, однако оно играет важнейшую роль в композиции.

Как использовать негативное пространство?

  • Для изолирования субъекта кадра и привлечения к нему внимания зрителя. Негативное пространство оставляет место для воображения: О чем думает этот человек? Куда плывет эта лодка? Как здесь вырос этот цветок?
  • Для создания определенных эмоций или настроения. Обычно негативное пространство создает ощущение спокойствия, порядка и тишины. Однако, используя яркие цвета фона, можно вызвать чувства энергии и жизнерадостности. Теплые оттенки, как правило, вызывают чувства теплоты, восхищения, опасности, романтичности, страсти и злобы. Холодные же заставляют нас испытывать прохладу, спокойствие и грусть.
  • Для упрощения композиции и работы в стиле минимализм. Создание негативного пространства за счет выбора ракурса, диафрагмы, глубины резкости и использования освещения может помочь упростить композицию. Этот прием очень часто используется в рекламной и продуктовой фотографии для акцентирования внимания на продукте.
  • Для продажи фотографий через фотобанки. Покупатели фотографий на фотостоках используют ваши шедевры как сырье для своих рекламных баннеров, обложек и сайтов. Поэтому одним из главных критериев выбора при покупке является наличие на фото пустого пространства для текста.

Только запомните, что негативного пространства тоже должно быть в меру: не слишком мало, но и не слишком много. Примерно вдвое больше, чем позитивного. Или около того:)

Заполнение кадра

Заполнение кадра – это плотное кадрирование с мощным акцентом на объекте съемки, когда у зрителя не остается другого выхода, кроме как рассматривать этот объект. Отвести взгляд просто некуда.

При этом заполнение кадра предоставляет новые возможности:

  • Рассмотреть все детали;
  • Привлечь внимание к текстуре;
  • Сделать акцент на эмоции.

Применяется этот прием в бьюти и макросъемке, в съемке портретов и дикой природы. Иногда заполнение кадра используется и при съемке архитектуры, чтобы сделать акцент на узоре или архитектурном рисунке здания.

Золотое сечение и правило третей

Правило третей – это деление кадра по горизонтали и по вертикали на три части в соотношении 1/2. Как правило, линию горизонта лучше располагать по линии, которая делит кадр на трети. Большая часть кадра  отводится небу или земле в зависимости от задумки. Сам же объект, зрительный центр кадра располагается на пересечении линий, которые делят кадр на трети.

Золотое сечение – деление кадра на части так, что большая часть относится к меньшей, как весь кадр к большей. По этому правилу точки пересечения линий располагаются ближе к центру кадра, чем по правилу третей.

Несмотря на то, что сетка с точками у этих двух правил немного отличается, суть композиционного приема одна и та же:

  • Линию горизонта лучше размещать не по центру кадра и не по диагонали, а по горизонтали, смещая ее вверх или вниз в соотношении 1/2 в зависимости от того, что в кадре важнее: небо или земля.
  • Главные объекты кадра лучше размещать на пересечении линий сетки, так как именно они являются пунктами притяжения взгляда зрителя.

Кажется, будто эти правила композиции противоречит другим правилам, например, закону симметрии, однако это не совсем так. Даже в идеально симметричном изображении (по вертикали) часто встречается правило третей (по горизонтали). Но когда знаешь уже так много правил композиции, во время компоновки кадра приходится выбирать, какому из них следовать. Для некоторых сцен лучше подходит симметрия, а где-то – золотое сечение. И только фотограф решает, по каким законам он будет создавать свой шедевр.

Спираль Фибоначчи

Спираль Фибоначчи – еще один интересный закон композиции, основанный на золотом сечении.

В природе этот закон композиции можно встретить в строении человеческого уха, раковинах ракообразных, стеблях растений, морских волнах.

Располагая объекты в кадре по спирали, вы создаете поток и движение и тем самым помогаете направлять взгляд зрителя через изображение. Вы можете перевернуть или повернуть спираль, однако фокус должен оставаться в сердце спирали. Другие важные элементы должны быть расположены вдоль кривой.

Этот прием композиции часто используется в фуд-фотографии, макросъемке и других жанрах.

Золотые треугольники

Правило золотого треугольника работает по аналогии с правилом третей. Только вместо сетки прямоугольников мы делим кадр диагональной линией, идущей от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов, ведя их перпендикулярно к диагональной линии. Это делит кадр на ряд треугольников. Этот способ съемки помогает ввести элемент «динамического напряжения». Как и с правилом третей, мы используем линии (треугольники, в данном случае), чтобы помочь выделить положение различных элементов в сцене.

Фотография Барри О’Кэррола с Эйфелевой башней использует «правило треугольников» деликатным способом. Головы статуй создают «подразумеваемый треугольник». Эта линия ведет нас к Эйфелевой башне на заднем плане. Короткая линия справа проходит в точности между двумя статуями. Короткая линия слева соединяется с диагональю как раз на полпути к Эйфелевой башне.

Правило треугольников может показаться более сложным с точки зрения композиции, но результат его использования может быть действительно потрясающим. 

Правило треугольника

А еще в композиции есть правило обычного треугольника – простого, а не золотого! Им часто пользуются стилисты и декораторы, а также те, кто снимают предметную и фуд-фотографию.

Берем и мысленно рисуем треугольник. Располагаем основные предметы съемки в углах треугольника. Равнобедренный треугольник придает кадру статичность, так что для более живых картинок используйте перевернутый неравнобедренный треугольник. Кстати, необязательно три визуальных центра должны быть одинаково яркими и акцентными. Можете сфокусироваться на одном из углов, а два остальных можно даже в резкость не брать.

Три – вообще магическое число в композиции. Это всегда лучше, чем два или четыре. Располагайте объекты в линию или зацикливайте в треугольник – успех у зрителя вам гарантирован!

Читайте продолжение:

20 законов композиции, которые гарантированно улучшат ваши фотографии

Все фотографии в материале взяты из открытых источников и несут иллюстративный характер. 

Фото с обложки – призер The Architectural Photography Awards 2019 – принадлежит Laurian Ghinitoiu.

Поделиться в социальных сетях

Вконтакте

Facebook

Twitter

10811

Как использовать золотой треугольник в композиции фотографии

В фотографии существует довольно много правил композиции. Вы наверняка слышали о таких вещах, как направляющие линии, золотое сечение и правило третей. В сегодняшней статье вы узнаете, как применить фотографию золотого треугольника к своей работе.

На этой фотографии используется правило третей, но есть также диагонали, проходящие через рамку, образованные линиями, образованными камнями. Правило третей - классика композиции.На этом фото видно, насколько сильным может быть этот тип композиции.

Зачем использовать композицию «Золотой треугольник» в фотографии?

Вы не ошибетесь, если сосредоточитесь на основном предмете, используя простой фон, состоящий из правила третей. Но через какое-то время эта формула может немного повторяться, как вы можете ее разбить? Один из подходов - рассмотреть вариант правила третей - золотой треугольник.

С этим типом композиции вы теперь будете использовать диагонали на фотографии.Это придаст вашей фотографии более динамичный вид.

Как образуется композиция "Золотой треугольник"?

Правило третей помещает важные элементы в кадр на линиях, образующих правило третей. Эти линии образуются из девяти прямоугольников одинакового размера по всему кадру.

Когда дело доходит до золотого треугольника, вы теперь собираетесь использовать треугольники вместо прямоугольников. Это создаст диагонали в вашей композиции.

Представьте свою рамку и проведите диагональную линию из верхнего левого угла, а затем проведите ее вниз к правому нижнему углу.Неважно, в каких углах вам нужна диагональная линия, проходящая через рамку.

Теперь из нижнего левого угла проведите линию до диагональной линии, которая пересекает ее под прямым углом. Если хотите, можете завершить эту линию до края рамки. Сделайте то же самое с линией из правого верхнего угла, которая также пересекает исходную линию под прямым углом.

Теперь у вас будут треугольники, которые образуют фотографическую композицию, известную как золотой треугольник. Эта композиция также может быть образована вертикальным или горизонтальным прямоугольником.

На этом фото интересны солнечные лучи, пробивающиеся сквозь фасад. Он находится на одной из пересекающихся линий.

Как составить фотографию для золотого треугольника?

После настройки сетки для композиции золотого треугольника вы заметите две точки пересечения.

Один слева и один справа от вашей композиции. Как и в случае с правилом третей, вы стремитесь разместить интересующий вас объект над этой точкой пересечения.

Фотографии, как правило, содержат интересные места и ведущие линии, проходящие через них.Вот как с ними обращаться для золотого треугольника.

  • Достопримечательности - Это главный объект вашей фотографии. На портрете доминирующий глаз должен опираться на одну из этих точек, скорее всего, на ту, которая находится в верхней части кадра. Пейзажные объекты, такие как одинокие деревья или дом, будут располагаться в точке пересечения.
  • Ведущие линии - Теперь важна линия, ведущая к теме. Это то, что делает вашу фотографию композицией золотого треугольника в отличие от правила третей.Итак, вы ищете диагональную линию, ведущую к вашему основному объекту. Опять же, это могло быть множество вещей. В пейзажной фотографии идеально подойдет дорога, которая по диагонали пересекает кадр к главному объекту.
Интересное расположение лодок на этой фотографии создает сильную композицию с красивыми треугольными формами.

Какие предметы лучше всего подходят для этой композиции?

Есть места, где композиция золотого треугольника возможна только с голландскими углами.Голландские ракурсы - далеко не все хорошее фото.

Итак, какие фотографии подходят для этого типа фотографий? Ниже приведены несколько идей для вас, хотя, как и в случае с любым другим видом искусства, в конце концов, вам придется использовать собственное суждение.

  • Портреты - Стандартный портрет здесь, вероятно, не подойдет. У вас будет слишком много прямых линий. Вместо этого посмотрите на портреты, на которых модель сидит или лежит. Вы можете играть с углами, чтобы создать диагонали. Вы также должны стараться использовать руки и ноги для создания диагоналей, образующих золотые треугольники.
  • Горы - Когда линия горизонта не плоская, у вас есть больше возможностей для формирования композиции золотого треугольника. Используйте диагональную линию горизонта, ведущую к вашему основному объекту. Вам не обязательно использовать горы, вы также можете использовать песчаные дюны точно так же.
  • Дорога - Вы можете использовать дорогу, которая прорезает рамку по диагонали, чтобы создать композицию золотого треугольника. Стоять на обочине дороги - это один из способов заставить дорогу проходить через ваш кадр по диагонали.Если вы можете подняться над дорогой и удалить линию горизонта, это также может помочь в композиции.

Общие вопросы о композиции фотографии.

Что означает золотой треугольник?

Золотой треугольник - это правило композиции. Это правило чем-то похоже на правило третей. Однако способ разделения фото немного отличается.

Вместо прямых линий, набор диагональных линий, образующих прямоугольные треугольники, действует как руководство по композиции.Главный объект фотографии должен располагаться на пересечении этих треугольников.

Каковы 7 элементов фотографии?

Это относится к основным компонентам хорошей фотографии, вы можете назвать эти элементы дизайна.

Этими элементами являются цвет, форма, линии, форма, текстура, пространство и контраст. Каждая фотография, которую вы делаете, будет использовать некоторые или даже все эти элементы для создания привлекательного изображения.

Как в фотографии используется золотое сечение?

Золотое сечение - это альтернативный способ создания фотографии.Он основан на прямоугольниках внутри прямоугольников, размер которых уменьшается в зависимости от композиции.

Когда вы применяете это правило в фотографии, участки фотографии выстраиваются в линию. По мере того, как вы смотрите ближе к объекту фотографии, компоненты продолжают соответствовать этому золотому сечению.

Заключение

Хорошая композиция - ключ к хорошей фотографии. Важно попробовать разные способы кадрирования фотографии.

Хотя поначалу будет трудно разглядеть эту новую композицию, чем больше вы практикуетесь, тем легче она станет.Это немного похоже на изучение нового языка, только это визуальный язык. По мере практики новый тип композиции станет частью вашего подсознания.

Как и все в жизни, полезно пробовать новое и расширять свой кругозор. Это путь к улучшению вашей работы. Так что попробуйте золотой треугольник и посмотрите, куда он приведет вашу фотографию.

Вы пробовали композицию треугольников на фото

.{\ circ} $$.

Interior Angle Sum of triangle is 180

Чтобы понять истинность этого правила, попробуйте Интерактивный треугольник Math Warehouse, который позволяет вам перемещаться по разным сторонам треугольника и исследовать взаимосвязь между углами и стороны. Независимо от того, как вы расположите три стороны треугольника, суммарные степени всех внутренние углы (три угла внутри треугольника) всегда 180 °.

Это свойство внутренних углов треугольника - просто конкретный пример общее правило для любых внутренних углов многоугольника.

.

Правило, поясняемое изображениями и примерами

Могут ли любые 3 стороны составлять треугольник?

Например, могу ли я создать треугольник из сторон длины ... скажем, 4, 8 и 3?

Показать ответ
Нет! На самом деле это невозможно!

Как вы можете видеть на картинке ниже, невозможно создать треугольник с длиной стороны 4, 8 и 3

triangle inequality theorem, impossible triangle

Оказывается, есть некоторые правила относительно длины сторон треугольников.Вы не можете просто составить 3 случайных числа и получить треугольник! В итоге вы можете получить 3 строки, подобные тем, что изображены выше нельзя соединить в треугольник.

Теорема о неравенстве треугольника утверждает, что сумма любых двух сторон треугольника должна быть больше, чем мера третьей стороны.

Triangle Inequality Theorem Picture and Formula

Примечание: Это правило должно выполняться для всех 3 условий сторон.

Другими словами, как только вы узнаете, что сумма двух сторон меньше (или равна) мере третьей стороны, тогда вы знаете, что стороны не составляют треугольник.

Triangle Inequality Theorem Example 1
Должен ли я всегда проверять все 3 комплекта?

Показать ответ

НЕТ!

Вам нужно только увидеть, больше ли две меньшие стороны, чем самая большая сторона!

Посмотрите на пример выше, проблема в том, что 4 + 3 (сумма меньших сторон) не больше 10 (большая сторона)

Мы начинаем использовать этот ярлык с практической задачи 2 ниже.

Интерактивные демонстрации теоремы

Интерактивная демонстрация ниже показывает, что сумма длин любых двух сторон треугольника должна превышают длину третьей стороны. Демонстрация также показывает, что происходит, когда сумма 1 пары сторон равна длине третьей стороны - получается прямая линия! Треугольник не получишь!

В противном случае вы не сможете создать треугольник с 3-х сторон.

.

()

% PDF-1.4 % 1 0 obj > endobj 5 0 obj /Заглавие /Предмет / Автор /Режиссер / Ключевые слова / CreationDate (D: 20201117180251-00'00 ') / ModDate (D: 20141005211001 + 01'00 ') >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > ручей GPL Ghostscript 9.10 () 2014-10-05T21: 10: 01 + 01: 002014-10-05T21: 10: 01 + 01: 00 Microsoft® Office Word 2007

  • ()
  • ()
  • ()
  • конечный поток endobj 6 0 obj > endobj 7 0 объект > endobj 8 0 объект > endobj 9 0 объект > endobj 10 0 obj > endobj 11 0 объект > endobj 12 0 объект > endobj 13 0 объект > endobj 14 0 объект > endobj 15 0 объект > endobj 16 0 объект > endobj 17 0 объект > endobj 18 0 объект > endobj 19 0 объект > endobj 20 0 объект > endobj 21 0 объект > endobj 22 0 объект > endobj 23 0 объект > endobj 24 0 объект > endobj 25 0 объект > endobj 26 0 объект > endobj 27 0 объект > endobj 28 0 объект > endobj 29 0 объект > endobj 30 0 объект > endobj 31 0 объект > endobj 32 0 объект > endobj 33 0 объект > endobj 34 0 объект > endobj 35 0 объект > endobj 36 0 объект > endobj 37 0 объект > / ProcSet [/ PDF / Text / ImageC / ImageB / ImageI] >> endobj 38 0 объект > ручей x ڥ XɎ6 + H @ A $ APT.is (nLOҍ "H / aɩ. ~ ˇÊ! ״ f_ | ~ r_9RO ~ 3Mu $ 'tϿ.?> A ֔ F 풪" кружка ߬ E, N: X # j # Ȣ @ # ӠMl "\ ¨anzAvln ͩHҮjaGhF; ױ ZUJ (iP; 5UrHHva \ CM $ O'p ~ ʕ7 {3 駖 P ֩ = / rN, ѐ 1, NfAB & b "Odb4 * Өɠ

    .

    Незаконный оборот наркотиков в Золотом треугольнике

    6 января 2009 г. - УНП ООН только что опубликовало второй том «De Narcoticis»; серия книг по фотожурналистике, изображающих жизнь реальных людей, вовлеченных в торговлю запрещенными наркотиками или затронутых ею.

    Этот второй том использует в качестве холста область, известную как Золотой треугольник; часть Юго-Восточной Азии, включающая Таиланд, Лаос и Мьянму. Первый том был посвящен Колумбии. УНП ООН работает здесь много лет и добивается большого успеха.В настоящее время этот район производит только 5 процентов мировых опиатов (по сравнению с более чем 70 процентами около 30 лет назад), и ЮНОДК оказало влияние на объединение местных органов власти в общей борьбе с торговлей наркотиками.

    Книгу подготовил отмеченный наградами фотограф, журналист и посол доброй воли УНП ООН Алессандро Скотти. Скотти говорит, что проект «de Narcoticis» «дает представление о главных героях этого мира. Это преступный мир, который был изучен достаточно внимательно, чтобы дать нам множество цифр и статистических данных, но который менее известен своими личными историями».

    Истории в книге разнообразны: в ней не осуждается ни один из вовлеченных персонажей, а их много. Они варьируются от сотрудников правоохранительных органов до торговцев людьми, рабочих на плантациях и наркоманов в лечебных центрах; людей объединяет только то, что все они занимают какую-то небольшую часть длинной цепочки наркотрафика.

    Эти маленькие звенья в цепочке - тема, к которой Скотти регулярно возвращается. "Люди, вовлеченные в торговлю людьми, имеют лишь частичное представление об общем явлении, и тем не менее оно сильно влияет на их жизнь.Это простые люди с ограниченным восприятием воздействия своих действий. Большинство из них в любом случае привязано к «работе» ради самого своего выживания; отчаявшиеся люди с ограниченными жизненными шансами или возможностями ».

    Скотти говорит, что именно поэтому он считает, что работа УНП ООН, помимо правоприменения, так важна. "УНП ООН предлагает целостный подход, включая стратегии развития, которые позволяют альтернативным предприятиям расти и становиться устойчивыми. Более прочная экономическая и социальная база ведет к иному балансу.«

    Книга предназначена не только для рассказа историй посредством фотографии: она вызывает у читателя мощный отклик. Как говорит исполнительный директор УНП ООН Антонио Мария Коста, это «требует от нас ответа».

    .

    Смотрите также