Виды государственной собственности на землю


Право собственности на землю

Добрый день! В данной ситуации Вы являетесь добросовестным приобретателем. 

Пленум ВАС РФ в п. 24 постановления от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" выделяет три условия, при наличии которых приобретатель не может быть признан добросовестным:

  • к моменту совершения возмездной сделки в отношении спорного имущества имелись притязания третьих лиц;
  • покупатель знал об этих притязаниях;
  • эти притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными.

В судебной практике встречаются ситуации, наглядно демонстрирующие применение данных положений. Один из примеров подобных дел приведен в проекте информационного письма ВАС РФ от 23.10.2008 (далее - проект информписьма).

Индивидуальный предприниматель обратился с иском об истребовании холодильной камеры из незаконного владения общества. В обоснование заявленных требований истец пояснил, что холодильная камера, принадлежащая ему на праве собственности, была передана им организации по договору аренды. Через некоторое время арендатор продал спорное оборудование ответчику. Поскольку организация не имела права отчуждать названное имущество, общество является незаконным владельцем. При защите своего права ответчик ссылался на свою добросовестность и возмездность сделки. Приобретенная холодильная камера обществом была оплачена. Суд первой инстанции согласился с ответчиком и отказал в удовлетворении иска.

Однако апелляционный суд, куда обратился предприниматель, указал, что оплата была сделана после того, как общество получило копию искового заявления по настоящему делу. То есть к моменту оплаты приобретатель уже знал о том, что на оборудование претендуют третьи лица. Суд указал: при установлении возмездности сделки необходимо обращать внимание не только на факт заключения возмездного договора, но и на факт его исполнения. Поэтому суд апелляционной инстанции отменил принятое решение и иск удовлетворил. Основанием послужило то, что к моменту оплаты ответчик уже не являлся добросовестным.

Предъявил доказательства - владей имуществом!

При возникновении спорной ситуации бремя доказывания ложится на каждую из сторон спора. Собственник доказывает, что имущество выбыло из его владения или владения лица, которому было передано, против их воли. Покупатель должен доказать, что он приобрел имущество возмездно и при этом не знал и не мог знать, что вещь ему продал тот, кто не имел права на ее отчуждение.

На практике встречается немало примеров, наглядно демонстрирующих данные положения (определение ВАС РФ от 03.04.2008 N 4189/08; определение ВАС РФ от 03.07.2008 N 7757/08; определение ВАС РФ от 06.03.2008 N 2322/08; постановление Президиума ВАС РФ от 24.06.2008 N 3605/08 и др.).

Остановимся на некоторых из них.
Предприятие обратилось с иском об истребовании нежилых зданий из незаконного владения общества "Гидрострой" и о признании недействительным договора купли-продажи названных зданий, заключенного между компанией "Сити Инвест Строй" (продавец) и обществом "Гидрострой" (покупатель). Предприятие утверждало, что договор купли-продажи спорного имущества, заключенный между ним и "Сити Инвест Строй", был признан постановлением суда по другому делу недействительным. Ответчик при защите ссылался на то, что он является доб-росовестным приобретателем данного имущества, так как оплатил его и за ним зарегистрировано право собственности.

Статья 302 ГК РФ. Истребование имущества от добросовестного приобретателя
1. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
2. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
3. Деньги, а также ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций приняли сторону добросовестного приобретателя (общества "Гидрострой"). Суды пришли к выводу, что имущество было передано на реализацию по воле лица, владеющего им на праве хозяйственного ведения. Общество "Гидрострой" является добросовестным приобретателем спорного имущества, поскольку оно не знало и не могло знать, что сделка, заключенная "Сити Инвест Строй" с истцом, впоследствии будет признана недействительной (определение ВАС РФ от 17.04.2008 N 4409/08).

ОАО "Машиностроительный завод "Маяк" (далее - завод) обратилось в суд с иском к ООО "ТНП-16" об истребовании здания из чужого незаконного владения. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ЗАО "Маяк ТНП" (далее - общество), передавшее здание ООО "ТНП-16". Завод аргументировал свои требования тем, что договор купли-продажи здания, заключенный между ним и ЗАО "Маяк ТНП", признан недействительным как заключенный от имени продавца лицом, не обладающим полномочиями на это.

Ответчик в доказательство своей добросовестности сообщил, что спорное здание было внесено обществом в его уставный капитал. Переход права собственности зарегистрирован в установленном порядке раньше, чем договор купли-продажи между заводом и обществом признан недействительным. В удовлетворении иска заводу было отказано. Суд признал ответчика добросовестным приобретателем, поскольку он не знал и не мог знать о признании договора купли-продажи недействительным. Довод заявителя о том, что имущество выбыло из его владения помимо его воли, не был им доказан (определение ВАС РФ от 16.04.2008 N 5364/08).

Но не всегда суд встает на защиту добросовестного приобретателя. 
Арбитры примут сторону законного собственника, если последнему удастся доказать, что ценности действительно выбыли из его владения против его воли. Подтверждением является следующее дело. ЗАО "НПО "Стромэкология" (далее - объединение) спорило с ООО "Интра-Джус" (далее - общество) также об истребовании из его незаконного владения объектов недвижимости.

Объединение ссылалось на то, что спорное имущество выбыло из владения помимо его воли, поскольку общее собрание акционеров не принимало решения о продаже данных объектов.

Ответчик настаивает на своей добросовестности.
При рассмотрения дела суд установил, что между объединением (продавец) и ООО "Классик-Миг" (покупатель) заключен договор купли-продажи объектов незавершенного строительства. Решением арбитражного суда этот договор признан недействительным как крупная сделка по отчуждению имущества, совершенная с нарушением Федерального закона "Об акционерных обществах". Было выявлено, что общее собрание акционеров действительно не принимало решения о продаже спорного имущества. Несмотря на это, ООО "Классик-Миг" продало ООО "Интра-Джус" спорные объекты. В результате сделку купли-продажи между ООО "Классик-Миг" и ответчиком суд признал ничтожной, поскольку при ее совершении ООО "Классик-Миг" не являлось собственником спорного имущества и не обладало полномочиями по распоряжению им. Наличие у истца права собственности на недвижимость до совершения договора купли-продажи сторонами не оспаривается и подтверждается документами.

Поскольку имущество выбыло из владения собственника помимо его воли, оно может быть истребовано им и от добросовестного приобретателя, констатировали судьи. На основании этого право собственности ответчика на спорное имущество прекращено, объект подлежит возврату объединению с восстановлением его права собственности (постановление ФАС СКО от 01.08.2008 N Ф08-4001/2008).

Не во всех случаях признают добросовестным и приобретателя. 
Так, ЗАО "Нева-Трейд" (далее - общество) обратилось в суд с иском к ООО "Вест" и ООО "Галион", Управлению Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права собственности на здание, а также истребовании из незаконного владения ООО "Галион" указанного объекта недвижимости. Истец обосновал свое требование фактом признания договора купли-продажи между ним и ООО "Вест" недействительным.

Суд удовлетворил заявленные требования.
ООО "Галион" настаивало на добросовестности приобретения спорного здания у ООО "Вест". Однако суд в данном разбирательстве пришел к выводу, что спорное имущество выбыло из владения истца помимо его воли. Кроме этого, суд установил, что данные сделки купли-продажи совершены с незначительными промежутками по времени, интересы всех трех участников сделок (ЗАО "Нева-Трейд", ООО "Вест" и ООО "Галион") в регистрирующем органе представляло одно и то же лицо - акционер об-щества.

При таких обстоятельствах суд признал, что ООО "Галион" не может быть признано добросовестным приобретателем объекта, и, руководствуясь ст. 301, 302 ГК РФ, удовлетворил виндикационный иск общества (определение ВАС РФ от 11.02.2008 N 1246/08).

Как убедиться, что перед вами - законный владелец?

Чтобы обезопасить себя от возможных притязаний на купленное имущество со стороны третьих лиц, важно убедиться, что продавец действительно владеет им на законных основаниях. Для этого покупателю нужно предпринять дополнительную проверку юридической судьбы имущества.

Проще всего это сделать, когда речь идет о недвижимости. Ее оборот отражается реестром. Поэтому любой, кто намерен приобрести имущество, подлежащее госрегистрации, может получить необходимую информацию из ЕГРП в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Можно выяснить характер права продавца и основание его приобретения, определить предыдущих собственников, выяснить, нет ли спора о праве на имущество, не обременено ли оно правами других лиц. Например, общество предъявило иск к организации об истребовании из ее незаконного владения нежилого помещения. В качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечен индивидуальный предприниматель.

Истец указал, что ответчик купил помещение у предпринимателя. В момент приобретения недвижимости ответчиком сделка, на основании которой за предпринимателем зарегистрировано право собственности, оспаривалась в судебном порядке. По результатам рассмотрения дела она признана судом недействительной, применены последствия ее недействительности. Следовательно, предприниматель не является собственником имущества и не имел права его отчуждать, в связи с чем ответчик является незаконным владельцем.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал, ссылаясь на свою добросовестность. Дабы обезопасить себя, он обращался в ЕГРП, чтобы узнать, кто является собственником приобретаемого имущества. Ему были представлены сведения, согласно которым собственником помещения считался предприниматель. Суд первой инстанции поддержал общество (истца). Но апелляционная инстанция сочла, что решение подлежит отмене, а в удовлетворении требований общества должно быть отказано по следующим причинам.

Ответчик приобрел помещение у предпринимателя, право собственности которого зарегистрировано в установленном законом порядке. Истец не доказал, что ответчик знал о том, что у последнего отсутствует право отчуждения спорного имущества.

Правда, в материалах дела указано, что ранее суд наложил запрет на регистрационные действия со спорным объектом. Но данный факт не свидетельствует, что организация должна была знать об этом. Кроме того, было доказано: в ответ на соответствующий запрос ответчика регистрирующий орган сообщил ему, что информация о наличии судебного спора в отношении помещения отсутствует.

Суд также отметил, что ссылка на незаконность действий регистрирующего органа, который осуществил регистрацию, несмотря на наличие судебного запрета, не имеет значения для разрешения настоящего спора. При этом истец вправе защитить свои права, выставив к регистрационному органу требования о возмещении убытков, причиненных ему такими действиями (проект информписьма).

Не забываем о сроках!

В соответствии с законодательством к виндикационным искам применяется общее правило о сроках исковой давности (поскольку специальных сроков не установлено). Напомним: ст. 196 ГК РФ закреплено, что общий срок исковой давности составляет 3 года. По общему правилу срок исковой давности начинает течь со дня, "когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права" (ст. 200 ГК РФ).

ВАС РФ (проект информписьма) указал, что применительно к виндикационным искам течение этого срока начинается со дня обнаружения вещи в чужом незаконном владении. Иными словами, не тогда, когда законный собственник узнал, что вещь пропала, а тогда, когда обнаружил ее у незаконного владельца.

Высшие судьи рассмотрели следующее дело. 
В 2004 г. общество обратилось в суд с иском об истребовании медицинского оборудования из незаконного владения организации. Исковое требование мотивировано тем, что спорное оборудование, принадлежащее истцу на праве собственности, было украдено у него в 1997 г. Поэтому, по мнению общества, ответчик является незаконным владельцем и должен вернуть оборудование истцу.

Ответчик же утверждал, что о краже оборудования не знал и приобрел его у специализированной торговой компании. Кроме того, было указано на истечение срока исковой давности.

Истец с доводами ответчика по поводу пропущенного срока исковой давности не согласился. По его мнению, исковая давность по заявленному требованию не истекла, поскольку о нахождении оборудования у ответчика он узнал только в 2003 г. До этого момента заявитель не имел информации ни о месте нахождения оборудования, ни о лицах, в чьем владении оно находилось, и поэтому был лишен возможности обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Судьи первой и апелляционной инстанций в иске отказали в связи с истечением срока исковой давности. Ведь, как неоднократно пояснял сам истец, о краже спорного имущества он узнал в 1997 г. Следовательно, к моменту его обращения в суд исковая давность истекла.

Однако суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что защита права законного владельца невозможна до тех пор, пока ему не известен нарушитель - потенциальный ответчик.

Несмотря на то что собственник лишился своего имущества в 1997 г., срок исковой давности по требованию о его возврате начал течь с момента, когда истец узнал, что оно находится во владении ответчика. Поскольку довод истца о том, что имущество обнаружено им только в 2003 г., не получил надлежащей оценки, дело направлено на новое рассмотрение (проект информписьма).

Недавно произошел спор между территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Карелия (далее - Управление) и Сбербанком. Управление пыталось истребовать здание из незаконного владения банка. Истец утверждал, что муниципальная администрация не должна была оформлять право собственности на спорное имущество. При рассмотрении дела в суде ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.

Суд пришел к выводу, что о нарушении права федеральной собственности истцу могло быть известно в 1999 г. (на момент регистрации права муниципальной собственности) или по крайней мере в 2001 г. - когда между Сбербанком и арендатором был заключен договор аренды части спорных помещений. Таким образом, срок исковой давности к моменту предъявления иска (август 2007 г.) истек (определение ВАС РФ от 17.07.2008 N 8173/08).

Обратите внимание: даже если владелец спорного имущества сменился, исковая давность по виндикационному иску продолжает течь, а не начинается заново (п. 14 и 15 проекта информписьма).

Вы праве предъявить соответствующие требования к администрации

Государственная собственность на землю и ее виды - Земельное право

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

    1. федеральной собственности;
    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

    • земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.


 

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в качестве:

    1. субъекта государственной власти, уста­навливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функ­ции, названные в ст. 9 и 10 Земельного кодекса;
    2. собст­венника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники зе­мельных участков.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых фажданским за­конодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает

    • земельные участки, принадлежащие на праве собствен­ности Российской Федерации (федеральная собственность), и
    • земель­ные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Рос­сийской Федерации — республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации права собственника осуществляют органы государственной вла­сти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющи­ми статус этих органов.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Пра­вительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправ­ления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собствен­ности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государствен­ной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.

Виды государственной собственности на землю

Понятие видов государственной собственности на землю

Определение 1

Виды государственной собственности на землю – это правовые режимы собственности публично-правовых образований в отношении земли, функционирующие в государствах с федеративным устройством.

Государственная собственность на землю признается в отношении земель, которые не находятся в собственности физических и юридических лиц, а также муниципалитетов.

Государственная собственность на землю классифицируются на следующие виды:

  • федеральную собственность, то есть собственность всей России в целом;
  • государственную собственность регионального уровня.

Замечание 1

Муниципальная собственность на землю обособлена от государственной собственности на землю.

В качестве собственника земли права Российской Федерации и ее регионов реализуются через систему органов государственного управления в пределах их компетенции.

В соответствии с ранее действовавшим земельным законодательством государственная собственность на землю носила обезличенный характер, однако в настоящее время земельная собственность распределена между государственными уровнями на федеральную и региональную собственность.

Государственная собственность на земельные участки характеризуется субъектами высокого уровня. В российской практике, обусловленной республиканской формы управления государством, в качестве субъекта государственной собственности на землю выступают Россия и ее регионы. Формально, поскольку органы государственного управления выступают от имени населения страны, в качестве основного собственника федеральных земель выступают граждане России в совокупности.

Использование государственных земель предполагает строгое соблюдение их целевого назначения. Государственные земли допускается использовать в тех формах, которые не могут применяться частными владельцами земель.

Характеристика федерального вида государственной собственности на землю

Федеральная государственная собственность на землю включает в свой состав следующие объекты:

  • во-первых, те земли, которые заняты объектами, входящими в состав федеральной собственности исключительного характера;
  • во-вторых, те земли, которые необходимы для решения федеральных задач государственного управления.

Федеральными землями считаются земельные участки:

  • которые признаются в качестве таковых федеральным законодательством;
  • право собственности на которые является результатом разграничения государственной собственности на землю;
  • которые были приобретены Россией в соответствии с основаниями, предусмотренными гражданским правом.

К федеральным землям следует отнести:

  1. Земельные участки, которые обеспечивают нужды безопасности и обороны государства, охрану границы Российской Федерации;
  2. Земельные участки, которые заняты федеральными системами энергетического и космического назначения, объектами ядерного характера, предприятия оборонной промышленности, связи и информатики, метеорологического назначения, добывающей промышленности, топливно-энергетической отрасли, федерального транспорта, объектами федеральных органов государственного управления, федеральных водного и лесного фондов, резервных месторождений, запаса федерального значения;
  3. Земельные участки, на которых расположены федеральные государственные природные заповедники, национальные природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, объекты наследия историко-культурного характера, имеющие общероссийское и всемирное значение, курортные лечебно-оздоровительные зоны, другие особо охраняемые природные территория федерального уровня;
  4. Земельные участки, являющееся собственностью Российской академии наук, иных академий наук федерального уровня, учреждений научно-исследовательского, образовательного, опытно-производственного, иного хозяйственно-научно-исследовательского назначения федерального уровня, государственных конных заводов, мелиоративных систем в соответствии с перечнем, утвержденным российским Правительством;
  5. Прочие земельные участки, которые относятся к таковым в соответствии с федеральным законодательством, содержанием договоров относительно разграничения полномочий и предметов ведения органов государственного управления федерального и регионального уровня, а также с иными нормативными документами.

За государством сохраняется право на передачу юридическим и физическим лицам федеральных земель с целью осуществления на их территории застройки, ведения сельского хозяйства или прочих целей. Государство имеет право на приобретение земельных участков за счет выкупа их у частных лиц, получения на основе договора дарения или по результатам прекращения права частной и муниципальной собственности, а также по иным основаниям.

Характеристика регионального вида государственной собственности на землю

Региональный вид государственной собственности на землю включает в себя земельные участки, которые расположены в рамках административно-территориальных границ конкретного региона, но не включает в себя федеральные муниципальные земли, а также земли, находящиеся в частной собственности.

Региональный вид государственной собственности на землю включает в свой состав земельные участки:

  • во-первых, на которых находятся здания, сооружения, строения, являющиеся собственностью регионов России;
  • во-вторых, которые предоставлены органам государственного управления регионального уровня, государственным предприятиям и учреждения, некоммерческим организациям, учредителями которых являются региональные власти;
  • в-третьих, иного вида в соответствии с федеральным законодательством.

Регионы России в соответствии с гражданским правом страны наделяются возможностью приобретения земельных участков в собственность у частных лиц или государства, а также муниципальных образований.

Перечень форм и видов прав собственности на землю

Владеть землей в России могут частные, юридические лица, муниципальные образования, государство.

Права всех собственники земельных участков одинаково защищены. Но при этом есть различия в видах прав.

В статье описываются все формы земельной собственности и законодательные акты, регулирующие правовой статус земельных участков.

Законы РФ о формах владения

Основополагающими законами, разъясняющими право землепользователей являются:

  • Конституция РФ, ст 8, 9, 36. Статья 8 закрепляет равные значения разных форм собственности. В ст. 9 и 36 разъясняются понятия частной собственности на землю.
  • Гражданский кодекс РФ, гл. 17 рассматривает возникновение вещных прав на землю, в том числе разных форм собственности, сделок с участками, аренде, бессрочном пользовании, сервитуте и т.д.
  • Земельный Кодекс РФ (действующая редакция с 2019 г) в главе 3 ст. 15-19 регламентирует в деталях возникновение прав на пользование земельными участками, распоряжение данным имуществом собственниками. Ими могут быть государство, субъект РФ, муниципальное образование, граждане и юридические лица.

Справка! На основе данных законов реализуются права собственности на землю, включающее владение, пользование, распоряжение участком, получение выгоды от использования угодий.

Основные формы

В российском законодательстве собственность на земельные участки подразделяется на 4 формы. Все формы земельной собственности закреплены в вышеуказанных статьях Конституции.

Земельный Кодекс РФ детализирует основные понятия, определяя, какие земли могут быть только государственными, либо только муниципальными.

В таблице указаны основополагающие формы собственности и формы по субъектности.

Формы собственности на земельные наделы

ГосударственнаяМуниципальнаяЧастнаяПрочие формы
Федеральная

Субъектов

 Административных районов

Городов, сел, префектур

Физлиц

Юрлиц

Общая

Совместная

Долевая и т.д.

Государственная

К этой форме относятся федеральные владения — земли, принадлежащие Российской Федерации и земельные угодья субъектов РФ.

Федеральная собственность распространяется на ЗУ, которые не переданы другим владельцам.

Это земли, предназначенные для осуществления полномочий органов власти, оборонных и охранных потребностей, общегосударственных нужд. Федеральная собственность исключает наличие бесхозных ЗУ.

Распоряжаются угодьями федеральные органы власти, строго обязательное использование всех наделов не предусмотрено. Границы владения разграничиваются между землями субъектов РФ.

Важно! ЗУ могут быть переданы для распоряжения юридическим лицам в случаях, когда это допускается законодательством. Полученная рента от этого используется для народных интересов.

Федеральных субъектов

Это земли в пределах границ территории субъектов. Предназначение — обеспечение решения задач, стоящих перед областью, краем, республикой.

Разграничение осуществляется между федеральными землями и муниципальными. Распоряжаются ЗУ госорганы и органы местного самоуправления посредством принятия правовых документов.

Хозяйственное использование ЗУ осуществляют унитарные госпредприятия, коим делегируются полномочия по распоряжению землями в экономических интересах субъекта РФ для решения социальных задач. Выгода для регионального бюджета заключается в присвоении части ренты в виде арендной платы, земельного налога.

Муниципальная

Это земли, находящиеся во владении административно-территориальных единиц. Земельные участки районов, городов, сельских поселений, префектур.

Их предназначение — удовлетворять социально-экономические потребности населения, проживающего на данной территории. Использование земель осуществляется в строгом соответствии с назначением участков.

Частная форма

Частными владельцами земельных участков являются физические и юридические лица.

Они распоряжаются землёй, используют её по своему усмотрению.

Но из-за отнесения земли к особо ценным ресурсам землевладельцы имеют обязанности перед другими частными собственниками и государством.

Частная собственность на землю может быть двух видов — индивидуальной и коллективной.Например,земля под многоквартирным домом. Равнозначными данной категории можно считать иные формы собственности на землю — долевая, общая и другие.

Виды владений

Понятие виды и формы земельной собственности различаются. Когда говорится о видах собственности, предполагается использование её для определённых целей, правовой статус земельного участка, право определять его дальнейшую судьбу.

Земля должна принадлежать владельцу на законных основаниях, закреплённых постановкой на регучет в Росреестре.  Это касается как индивидуальных собственников (физ- и юрлиц), так и коллективных.

Справка! В случае отсутствия регистрации в Росреестре, физические и юридические лица могут осуществлять видовое право пользования земельным участком.

Постоянное (бессрочное) пользование

Гражданин (юрлицо) может заключать договор о таком виде пользования землей с собственником участка. Данный документ должен быть завизирован вышестоящим органом власти, в ведении которого находится надел собственника.

Участок должен иметь кадастровый номер и регистрацию. Пользование землёй контролируется с точки зрения соответствия хозяйственной деятельности договору.

Бессрочность означает, что физическое либо юридическое лицо могут использовать участок всю жизнь, но передавать его по наследству не могут.

Таким видом права без оформления участка в собственность обладают органы власти разного уровня, бюджетные, казённые организации, президентские центры.

Лица, имеющие права пользования на землю до 2001 года — даты вступления в действие Земельного Кодекса РФ должны оформлять наделы в собственность, используя стимулирующие и упрощающие процедуры, предпринятые в этом направлении государством.

Пожизненное наследуемое владение

Такое право регламентирует ГК РФ в редакции от 16.12.2019. В ст. 266, ч. 1 записано, что полученный по наследству земельный участок даёт возможность владения и использования наделом наследнику. Он может строить на нём дома, сооружать другие объекты недвижимого имущества с приобретением права владения на него.

Важно! Сам участок не является имуществом наследодателя. По наследству передаётся право пожизненного владения наделом. Наследование этого права происходит на общих основаниях в соответствии с наследственным законодательством.

Аренда

Это не собственность на надел, а срочное право на пользование им. Оно оформляется договором, в котором устанавливаются права и обязанности обеих сторон — арендодателя и арендатора. Сдавать участки могут все собственники (государство, муниципалитеты, частные и юридические лица).

Основными признаками аренды ЗУ является возмездность, платность, возвратность. То есть договор заключается на определённый срок, за пользование участком требуется платить, по истечению срока возвращать собственнику в оговоренном договором состоянии.

Сервитуты на ЗУ

Это право ограниченного использования наделов для личных целей, принадлежащих другим лицам.

Особенностями сервитутов являются:

  • сохранение за владельцем право распоряжаться наделом, передавать, продавать, сдавать в аренду;
  • внесение фактов обременения в кадастровые акты;
  • возможность получения хозяином платы за использование участка;
  • другие участники сделки лишены возможности приобретения прав владения на данный ЗУ.

Сервитуты подразделяются на частные и публичные. Между ними есть различия:

  1. Публичный сервитут оформляется на основании нормативных актов муниципалитетов или регионов.
  2. Частное обременение является следствием договорённости сторон или постановления суда.
  3. По публичному договору пользование землёй безвозмездное. Частное лицо может назначать денежное возмездие за землепользование.

Важно! Публичный вариант сервитута предусматривает широкий круг заинтересованных лиц. Частный сервитут — соглашение между двумя конкретными участниками.

Регламентирует правовые взаимоотношения по сервитутам ЗК РФ (в редакции 2019). Основы регулирования описаны ст. 23 – в ней рассматривается право наложения ограничения.

Заключение

Различия прав и видов собственности — это разделение понятий землевладение, землепользование.

В каждом из них заложены принципы законного регулирования вопросов, касающихся всех владельцев земельных наделов, коими могут быть государство, субъекты РФ, муниципалитеты, другие территориальные образования, а также граждане и юрлица.

Знание норм законов РФ по земельным вопросам позволит каждому разобраться в сложных проблемах, возникающих при заключении сделок с земельными наделами, и избежать ошибок.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Мой мир

Основные формы земельной собственности

Классификация видов собственности, их характеристика

Определение 1

Собственность – это взаимоотношения, возникающие между субъектами собственности по вопросам распределения, владения и распоряжения объектом собственности.

Согласно Конституции Российской Федерации, а именно части 2 статьи 9, а также статьями 209-217 Гражданского Кодекса Российской Федерации регламентируются следующие виды собственности:

  • Частная;
  • Государственная;
  • Собственность органов местного самоуправления.

Граждане имеют право на владение земельными участками на основании не только индивидуальной, но и общей долевой собственности (определенная доля каждого собственника), а также общей совместной собственности (без определения доли каждого участника). На территории субъектов России конкретные формы собственности установлены законодательными нормами и другими нормативно-правовым актами российских субъектов.

Право собственности на землю осуществляется посредством принадлежности конкретным лицам, а также объединениям и группам лиц, то есть посредством форм видов собственности на земельные участки, которые входят в состав земельного фонда Российской Федерации.

В законодат

Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю

Новая редакция Ст. 16 ЗК РФ

1. Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

2. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

Комментарий к Статье 16 ЗК РФ

1. Положения комментируемой статьи регламентируют правовой режим государственной собственности на землю, которая составляет основу суверенитета любого государства.

Содержание государственной собственности на землю сформулировано в п. 1 ст. 16 ЗК по остаточному принципу: земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, принадлежат на праве собственности государству <163>. Тем самым законодатель отграничивает государственную собственность от частной и муниципальной форм собственности, в равной мере признаваемых и защищаемых в РФ на основании ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.
--------------------------------
<163> Подобная трактовка государственной собственности на землю еще до вступления в законную силу ЗК 2001 года была закреплена в п. 2 ст. 214 ГК.

Следует напомнить, что государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, произведенной на основании Декрета "О земле", принятого II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 года <164>. В годы советской власти земля, недра, леса и другие природные ресурсы рассматривались как объекты исключительной государственной собственности. Это означало, что никто, кроме государства, не может быть собственником указанных природных объектов. Они были полностью изъяты из гражданского оборота. Кроме того, весь земельный фонд, находящийся в границах СССР, являлся единым и неделимым объектом государственной собственности без разграничения его между административно-территориальными единицами (республиками, областями, краями и т.п.).
--------------------------------
<164> Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства. 1917. N 1.

С распадом СССР и образованием нового суверенного государства - РФ монополия государства на землю сменилась презумпцией равенства всех форм собственности на землю (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Исходя из федеративной формы государственного устройства РФ государственная собственность согласно п. 1 ст. 214 ГК подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов РФ. Федеральной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ. В свою очередь, собственностью субъектов РФ охватывается имущество, принадлежащее на праве собственности республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам, входящим в состав РФ.

Применительно к земельным отношениям состав федеральной собственности и собственности субъектов РФ закреплен в ст. ст. 17 и 18 комментируемого Кодекса <165> соответственно.
--------------------------------
<165> См.: комментарий к ст. ст. 17 и 18 ЗК.

Как следует из п. 2 ст. 9 и п. 2 ст. 10 комментируемого Кодекса, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, осуществляют соответственно РФ и субъекты РФ <166>. При этом соответствующие полномочия от имени указанных публично-территориальных образований реализуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 214 ГК).
--------------------------------
<166> См.: подробнее комментарий к ст. ст. 9 - 10 ЗК.

Так, полномочия собственника от имени РФ по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности, возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом <167>. В качестве примера регионального органа государственного власти можно назвать Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга, который в соответствии с п. 1.2 Положения <168> проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга, а также контроля за его использованием и сохранностью.
--------------------------------
<167> См.: Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 года N 432 // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2721.

<168> Положение о Комитете по управлению городским имуществом, утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 сентября 2004 года N 1589 // Вестник администрации Санкт-Петербурга. 2004. N 11.

Следует обратить внимание на то, что в качестве объекта государственной собственности комментируемая статья, вслед за ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, называет землю как природный объект и природный ресурс. Вместе с тем в дальнейших положениях ЗК конкретизируется, что в федеральной собственности и собственности субъектов РФ находятся земельные участки (ст. ст. 17, 18).

Рассматриваемая норма посвящена одному из принципов земельного законодательства РФ, а именно разграничению государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность (подп. 9 п. 1 ст. 1 ЗК).

В юридической науке отмечается, что законодательная формулировка о "разграничении" является не вполне удачной, поскольку "государственную собственность" можно разграничить только на собственность РФ и субъектов РФ. В границы государственной собственности на землю собственность муниципальных образований не может включаться хотя бы в силу того, что согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти <169>.
--------------------------------
<169> См.: Анисимов А.П. О некоторых проблемах в сфере разграничения государственной собственности на землю // Евразийский юридический журнал. 2009. N 1. Ст. 12 - 16.

Признавая предпочтительность употребления в данном контексте термина "публичная собственность", заметим, что вышеуказанная формулировка была введена в правовое поле сразу после распада СССР Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <170> и, как представляется, имела целью разграничить некогда единую государственную собственность и перераспределить различные объекты имущества, в том числе и землю, между публично-территориальным образованиями.
--------------------------------
<170> ВСНД и ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.

В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Это означает, что разграничение осуществляется на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, последние из которых не могут противоречить федеральным законам (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

Так, отношения в сфере разграничения государственной собственности на землю согласно п. 2 комментируемой статьи регламентируются положениями ЗК и другими федеральными законами <171>.
--------------------------------
<171> До 1 июля 2006 года разграничение государственной собственности на землю осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (СЗ РФ. 2001. N 30. Ст. 3060).

При этом правовую основу в данном вопросе составляют нормы Закона о введении в действие ЗК, в ст. 3.1 которого определены критерии разграничения государственной собственности на землю между публично-территориальными образованиями <172>.
--------------------------------
<172> См. подробнее: комментарий к ст. ст. 17 - 19 ЗК.

По общему правилу, закрепленному в ст. 131 ГК, право собственности на земельные участки у РФ, субъектов РФ или муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.

При разграничении государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица, в котором указывается основание возникновения такого права (ст. 30.1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).

В силу п. 5 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК изданные Правительством РФ до 1 июля 2006 года акты об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю <173>, служат основанием для государственной регистрации.
--------------------------------
<173> Процедура формирования данных перечней была предусмотрена ранее действовавшим Федеральным законом от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".

Общий перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 года N 404 <174>.
--------------------------------
<174> СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3074.

Как следует из ст. ст. 6 и 13 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Вместе с тем в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" <175> отмечается, что поскольку в соответствии с п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права собственности на землю для осуществления распоряжения государственными землями не требуется, при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в ЕГРП ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок.
--------------------------------
<175> Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.

Кроме того, следует добавить, что в вышеупомянутой п. 10 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК предусмотрен порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, исходя из которого право распоряжаться такими земельными участками оставлено за органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением случаев, установленных законодательством РФ.

Другой комментарий к Ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены в ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земель, осуществленной на основании Декрета от 26 октября (8 ноября) 1917 г. "О земле", принятого II Всероссийским съездом Советов. До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности. Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли. Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих, т.е. бесхозных участков земли, вод, недр и лесов.

Из исключительности права государственной собственности на указанные объекты вытекал принцип неотчуждаемости природных объектов. Земля, недра, леса и воды были полностью изъяты из гражданского оборота и не могли быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, аренды, так как это противоречило принципу их национализации.

Проведенные в России политические и экономические преобразования были направлены на демонополизацию государственной собственности на землю. Следствием этого стал отказ от концепции исключительной государственной собственности на природные объекты. Понятие права исключительной государственной собственности было заменено в Конституции РСФСР 1978 г. на формулировку, согласно которой земля, ее недра, воды, растительный и животный мир признавались достоянием народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 11).

В государственной собственности находятся земли, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципальным образованиям. Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью (ст. 17 ЗК РФ). Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта РФ (ст. 18 ЗК РФ).

2. Правовой основой для признания права собственности на землю за всеми субъектами РФ является Федеративный договор. Согласно Договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ (ст. III) земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик. Федеративным договором закреплено право государственной собственности республик на землю и иные природные ресурсы. Часть 4 ст. 5 Конституции РФ предусмотрела, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Таким образом, из принципа равенства всех субъектов РФ следует вывод о том, что и иные субъекты РФ имеют возможность иметь в собственности землю и другие природные ресурсы.

Это положение подтверждается также тем, что согласно разделу второму Конституции РФ "Заключительные и переходные положения", в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, действуют положения Конституции РФ.

Согласно Федеративному договору статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. Согласно п. "г" ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Статья 214 ГК РФ в принципе закрепила возможность отнесения земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, к федеральной собственности или к собственности субъектов РФ.

Впервые правовые критерии выделения федеральных природных ресурсов были определены в Указе Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2144 "О федеральных природных ресурсах". В основе разграничения государственной собственности на природные ресурсы Указом был заложен критерий их общегосударственного значения.

К федеральным природным ресурсам Указ относил земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения; виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ и др., а также иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ.

Ранее действовал Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю". Закон определял правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность.

В настоящее время правовой основой разграничения государственной собственности на землю является ст. 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в которой закреплены критерии такого разграничения.

В соответствии со ст. 30.1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления этих поселений, если законами субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти этих субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Существующие виды земельных прав

Земельные участки являются недвижимым имуществом, и регулирование права владения и распоряжения ими осуществляется законопроектами в области гражданско-правовых отношений, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации. В этой статье мы рассмотрим понятие, виды прав на землю, а также возникновение и прекращение этих прав.

Сущность права на землю

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации сущность права собственности на землю определяется тремя составляющими, называемыми также правами, а именно: владение, распоряжение, пользование.

Владение землей означает ее физическую принадлежность собственнику. Тем не менее, не собственник владеет земельным ресурсом на основании документов, юридически подтверждающих это право. Все виды прав на землю предполагают ее использование, то есть использование ее полезных свойств (пример: обработка земли с целью выращивания на ней урожая).

Часто владение и использование воспринимаются как одно и то же действие, но это не совсем так. Иногда собственник не пользуется своим имуществом, но не передает право собственности другому лицу.Пример: лесхоз по праву владеет лесными землями, но не использует их, а только защищает их от незаконного вмешательства и контролирует деятельность других лесопользователей.

Форма собственности

Согласно действующему законодательству России приобретение недвижимости в виде земельных ресурсов возможно двумя способами:

  1. Приватизация.
  2. Гражданско-правовой метод.

Метод приватизации объединяет виды земельных прав, приобретаемых гражданами в случаях, когда:

  • Физическое или юридическое лицо получает из государственного резерва земельный участок в личное распоряжение, пользование и владение.
  • Член сельскохозяйственного кооператива, колхоз выходит из него и принимает свою долю в виде земельного участка.

После проведения земельной реформы в России в 1990 году граждане могли получать земельные ресурсы из перераспределительного фонда, сформированного из резервных ресурсов. В перераспределительный фонд вошли резервные земельные участки и участки, которые совхозами и колхозами использовались неэффективно. За формирование фонда отвечали местные власти, и, как показала практика, качество земель заповедника было далеко не лучшим в районе.

Гражданско-правовой способ передачи собственности включает сделки купли-продажи, акты дарения, передачи по наследству и другие предусмотренные законом действия, в результате которых физическое или юридическое лицо приобретает право собственности на землю путем составления гражданско-правовые документы.

Прекращение права собственности

Прекращение права собственности на земельные участки может быть осуществлено следующими законными способами:

  • Самый распространенный способ - гражданскими актами.Это могут быть коммерческие сделки, в результате которых собственник теряет право собственности на объект недвижимости. Часто владение землей прекращается с дарением, а также при обмене. Однако в случае обмена собственник теряет право собственности на один земельный участок и приобретает его на другом.
  • Отказ от права собственности. В этом случае прекращение права откладывается до момента его приобретения другим лицом.
  • Выкуп земельного участка общего пользования.
  • Арест имущества по обязательствам собственника.Пример: взыскание кредитной организацией предмета залога (земли) у собственника в результате неисполнения последним.

Обязанности собственника земельного участка

Действующее законодательство Российской Федерации описывает не только виды и формы прав на землю, но и ответственность собственника этих полномочий. Поскольку земля является не только объектом личной собственности, но и частью экосистемы региона и даже государства, собственник земли несет определенную ответственность за ее использование.Прежде всего, независимо от того, какими формами собственности на землю владеет собственник, земельное право обязывает собственника не нарушать права других землепользователей.

Обязанность собственника в основном заключается в соблюдении всех установленных норм использования недвижимого имущества по назначению. Например, если земельный участок приобретен под строительство, то собственник обязан производить строительные работы в соответствии с пожарными, городскими и архитектурными нормами.

Если речь идет об использовании земли сельскохозяйственного назначения, собственник участка должен распоряжаться ею так, чтобы это не мешало аналогичной деятельности граждан прилегающей территории, которые также имеют определенные виды земельных прав.Землю в этом случае следует использовать по прямому назначению. В данной сфере правоотношений действующим законодательством выделяются следующие нарушения: ненадлежащее использование участка и его засорение, обработка почвы способами, ведущими к снижению и ухудшению его полезных свойств, а также отказ от принятия обязательных мер по улучшить сельскохозяйственные угодья.

Кроме того, все виды прав землепользования в аграрном секторе обязывают его владельца или арендатора соблюдать экологические принципы, не ухудшая экологическую ситуацию в регионе.Дополнительные обязательства возникают у владельцев территорий специального назначения, таких как заповедники, курорты и оздоровительные зоны.

Формы собственности на землю

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации формы собственности на землю делятся на три группы:

  • Частная собственность состоит из прав на землю юридических лиц и граждан.
  • Государственная собственность включает права на землю, находящуюся в собственности государства или его субъектов. Данная форма собственности регулируется федеральными органами или органами республик и автономных образований, входящих в состав федерации.
  • Муниципальная форма собственности находится в ведении органов местного самоуправления.

Существующие виды земельных прав в РФ

Право собственности на земельные участки - это несколько разновидностей. Виды и формы прав на землю, а также их содержание четко прослеживаются в действующем законодательстве, в таких законопроектах, как Земельный кодекс 2001 г. с изменениями, Конституция, Федеральный закон № 101-ФЗ. Классификация этих имущественных прав имеет иерархическую структуру, которую условно можно разделить на две группы: вещные права и обязанности.

Группа вещных прав состоит из прямого владения и видов других прав на землю (пожизненное унаследованное владение, бессрочное постоянное владение, ограниченное владение чужой собственностью). Другие имущественные права также позволяют их собственнику распоряжаться земельным участком по целевой стоимости, но с учетом усмотрения собственника территории. Обязательными видами прав на землю являются: аренда и безвозмездное срочное пользование. Рассмотрим каждый из этих видов отдельно.

Земельная собственность

Право собственности полностью наделяет собственника правом владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимым имуществом.Субъектами этого права являются физические и юридические лица. Объект - земельные участки, находящиеся в собственности, отчуждении и пользовании субъектом собственности. Собственник земли вправе использовать принадлежащую ему территорию по прямому назначению, а также все, что находится выше и ниже поверхности земли, если иное не предусмотрено законодательством об использовании почвы и воздушного пространства.

Право на пожизненное наследство

После распада СССР для компенсации дефицита частного сектора в сфере земельной собственности формы и формы собственности на землю были дополнены системой пожизненного наследственного владения земельными участками.Со временем, по мере расширения частного сектора и вступления в силу Федерального Земельного кодекса, передача земельных участков гражданам на праве пожизненной собственности была отменена. Тем не менее, права собственности на территории, переданные до реформы земельного законодательства, сохраняются. В то же время гражданин, имеющий пожизненное наследуемое недвижимое имущество, доступное в распоряжение, может перерегистрировать его в свою собственность.

Право бессрочного постоянного владения

Еще одним институтом постсоветских земельных прав является право постоянного пользования территориальным ресурсом.Это право также было предоставлено для расширения частного сектора, но для юридических лиц. В настоящее время это право частично упразднено, а точнее сузился круг субъектов правоотношений. Если в постсоветский период земли передавались в бессрочное владение всем претендующим юридическим лицам, то сегодня круг претендентов на это право сузился до государственных субъектов (государственных и муниципальных организаций, органов местного самоуправления, общественных учреждений). Остальные организации лишены этого права, что, однако, не мешает им оформить договор аренды этого участка.

Право ограниченного пользования чужим имуществом

Сервитуты, как и виды прав на землю, носят в некоторой степени специфический характер и выражаются в праве ограниченного распоряжения чужой территорией. Бывают случаи, когда нужды собственника арендодателя невозможно решить физически без использования части соседского участка. Пример: проезд по прилегающей территории, прокладка линий связи, в том числе электричества, газопровода, оросительной системы.

В этом случае собственник участка может заключить договор с соседом на право пользования частной частью своей территории (сервитут) за определенную плату.Если договоренность не достигнута, собственник вправе обратиться в суд с иском с требованием предоставить ему сервитут. Кроме того, претендент на получение права ограниченного пользования соседним участком не может быть собственником на постоянной основе или в пожизненное наследование земельного участка. Прекращение сервитута собственником обремененного участка

.

Разграничение государственной собственности на землю в РФ. Основания разграничения государственной собственности на землю

Землепользование требует строгой систематизации ресурса. Помимо участков, относящихся к частной собственности, огромные площади находятся в госдепартаменте. В то же время существует система классификации земель с разными характеристиками и принадлежностью к определенным субъектам. Фактически закрепление земель за пределами территорий федерального владения, муниципальных образований и других государственных структур осуществляется по принципам разделения, которые прописаны в соответствующих законодательных актах.В то же время разграничение государственной собственности не может не опираться на конституционные нормы, которые имеют решающее значение для осуществления таких юридических процедур.

В чем разница между государственными землями?

Главной особенностью земельных участков такого типа является статус ограниченности в федеральном фонде Российской Федерации. Можно сказать, что это основной статус территорий России, которые юридически зарегистрированы в составе ее собственности.

Далее идет разделение земель на категории, не относящиеся к частной собственности.Важно подчеркнуть, что участки, входящие в фонд собственности частных собственников или организаций, не могут относиться к землям, имеющим статус государственной собственности. Другое дело, что разграничение государственной собственности на землю производится только для дальнейшего распределения между собственниками разного уровня. Наряду с федеральным основным землепользованием выделяют также другие формы собственности, для которых можно проводить различие, но сначала стоит рассмотреть сам принцип этого действия.

Виды государственной собственности на землю

Основным видом государственной земли является федеральный фонд владения. Государственная правовая регистрация, таким образом, определяет территории, признанные законами собственностью Российской Федерации. Наряду с этим, есть также земли субъектов России и муниципальных образований. Обычно выделяются федеральные участки и владения, находящиеся в ведении муниципальных образований.

Объединяющим фактором при определении обеих категорий является то, что на самом деле оба типа земель принадлежат государству.Другое дело, что непосредственное лечение этих средств осуществляется разными структурами. Очевидно, что разграничение государственной собственности на землю в Российской Федерации происходит по разным признакам, которые как раз и определяют права непосредственной собственности на участки муниципального образования или иного образования. При этом не всегда такой знак разделения является правильным в некотором роде первоначальным членством. Закон предусматривает подготовку государственных актов, которые также могут служить основанием для отделения федеральных земель.

Право собственности на субъекты РФ

Как и в случае с федеральными землями, принадлежащие к собственности физических лиц земли не относятся к частной собственности. Например, это может быть территория, на которой находятся объекты, связанные с недвижимостью, принадлежащей субъектам страны. Само по себе такое разграничение государственной собственности в РФ находится под контролем властей. В то же время это не исключает возможности отнесения федеральных земель к собственности отдельных субъектов территорий, входящих в фонды охранных зон.Например, это территории особого регионального значения, и такой статус не помешает их включению в собственность субъекта Российской Федерации.

К специальным региональным землям, в частности, относятся участки природоохранных зон, территории с водными ресурсами и т. Д. Более того, даже если участок является приватизированным объектом, это не является препятствием для распределения. Но в таких случаях необходимо выполнение двух условий. Во-первых, нельзя приватизировать сам сайт.Во-вторых, до приватизации имущество, находящееся на участке, должно было принадлежать субъекту.

Возникновение права собственности

Как уже было сказано, для разграничения земель должны быть основания, но изначально есть право владения территорией - по крайней мере, она должна принадлежать Российской Федерации. Это право возникает из двух аспектов. Прежде всего, это обусловлено государственной регистрацией собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.Это касается федеральных и муниципальных фондов.

Второй аспект - это судебное решение или постановление правительства - обычно это регулирование права собственности распространяется на процедуры ввода новых земель в состав Российской Федерации. Последующее разграничение государственной и муниципальной собственности с образованием участков и присвоением новых статусов производится на той или иной основе, которую следует рассматривать в отдельном порядке.

Основания возникновения права собственности на землю в Российской Федерации

Основное право на земельные участки в реестрах, по которым в дальнейшем производится распределение, возникает на основании их регистрации в различных фондах.Например, одним из самых крупных является лесной фонд, а также огромный пласт сельскохозяйственных угодий. На практике это также земли населенных пунктов, территории, наделенные особым статусом или значением и т. Д. Однако не всегда земля связана со статусом земли. Хотя в большинстве случаев оценивается множество факторов. Если разграничение государственной собственности входит в компетенцию субъекта, то чаще всего учитываются нюансы практического применения.

В более широком смысле федеративные земли распределяются с учетом стратегических интересов государства или конкретного региона.Особенно это актуально для территорий с развитой инфраструктурой, промышленными объектами или энергетическими комплексами. Есть и отдельные основания для разграничения государственной собственности на землю резервата. В таких случаях право собственности обуславливается наличием на участке недвижимого имущества, находящегося в федеральном фонде штата.

Основания права собственности на земельный участок в субъектах Российской Федерации

В данном случае основанием являются те же юридические факторы, что и при регистрации федерального имущества.Но есть дополнения. Например, в некоторых субъектах Российской Федерации и крупных городах федерального уровня основой такого рода может стать цель сохранения единой экономической единицы. Иными словами, разграничение государственной собственности Российской Федерации может производиться с учетом региональных особенностей местности и особенностей ведения хозяйственной деятельности. Учет этого фактора также часто подтверждается экономическими соображениями.

Основания права собственности на землю муниципального образования

Муниципалитеты получили право собственности на землю на основании регистрации или в результате приватизации. Таким образом, муниципальные образования могут передавать и территории с сельскохозяйственными угодьями, и участки с промышленными объектами, а также земли, включенные в реестры водных ресурсов, рекреационные зоны и т.д. муниципальным образованиям также предусмотрена логистическая целесообразность.То есть в интересах оптимального ведения сельского хозяйства те или иные участки могут быть объединены или, наоборот, разделены на соседние образования.

Основным критерием принадлежности земельного участка к субъекту

В разное время основным определяющим критерием принадлежности земельного участка был принцип владения объектами, расположенными на определенном участке. Однако неоднозначность подходов к определению этого принципа в каждом конкретном случае дала основания для его отмены.Таким образом, на данный момент территориальное положение объекта и его текущее использование являются ключевыми критериями для определения права собственности. Итак, если разграничение

.

Государственная собственность | Статья о государственной собственности по The Free Dictionary

«Помимо обширных сбоев, оплата государственной собственности и контроля над энергосетями потребует полной компенсации владельцам при больших расходах для налогоплательщиков или рискует дестабилизировать зарегистрированные в Великобритании коммунальные предприятия», - заявила представитель SSE. Резкий и полный переход от частной собственности к государственной владение землей в нашей стране нереально. Мы утверждаем, что государственная собственность меньшинств имеет двойную цель: она служит каналом для доставки частных благ, таких как прямые субсидии, преференциальный режим и информация для элитной группы транснациональных корпораций, и это также служит рычагом для отвлечения частных инвестиций на создание местных общественных благ, таких как рабочие места.БРК и ЖССБК имеют рейтинги на одну ступень ниже суверенного рейтинга «BBB» в основном из-за (i) косвенной государственной собственности через АО «Национальный управляющий холдинг« Байтерек »(BBB / стабильный), что создает умеренный риск задержек с получением и передачей суверенная поддержка, поскольку собственные финансовые ресурсы Байтерека ограничены; (ii) несколько ограниченный государственный надзор за обоими банками, поскольку в их советы директоров не входят государственные чиновники, а БРК освобожден от регулирующего надзора со стороны Национального банка Казахстана; и (iii) умеренный риск того, что суверенное государство может прекратить оказывать полную поддержку всем квазисуверенным предприятиям до дефолта по своим обязательствам в сценарии серьезного стресса.Тем, кто надеется, что Джереми осуществит мягкий Брексит, нужно подумать еще раз, поскольку он никогда не верил в ЕС и нуждается в жестком Брексите, чтобы вернуть государственную собственность. Министерство сельского, лесного и водного хозяйства как уполномоченный орган имеет интенсивно осуществляется распределение сельскохозяйственных земель хорошего качества, находящихся в государственной собственности, предоставленных в аренду (в пользование в течение нескольких лет) заинтересованным инвесторам, в том числе иностранным компаниям с открытыми филиалами в Республике Македония.Правительство Кыргызстана представило в Парламент программу приватизации государственной собственности в Кыргызстане на 2015-2017 годы. Новости о финансово-стратегическом анализе поступили вскоре после того, как правительство решило разрешить сокращение государственной собственности в Proximus и Bpost до меньшего уровня. Поворотным моментом для неравенства в Китае стал глобальный экономический спад 2008-2009 годов, который побудил Китай начать свой амбициозный структурный переход от инвестиций и экспорта к потреблению и его массовые меры противодействия. коррупционная кампания против тех, кто заинтересован в государственной собственности.Отсутствие предполагаемых преимуществ индустриализации для сокращения неравенства доходов в течение 30 лет послереформенного экономического роста Китая побудило нас исследовать структурные детерминанты взаимосвязи между доходами и неравенством Китая. Фондовая биржа в конце 2002-2013 гг. Была изучена, и компании, более 50% акций которых принадлежали министерствам, национальным отраслевым организациям, инвестиционным банкам и государственным учреждениям, рассматривались как структура государственной собственности.Они счастливы, что наши железные дороги принадлежат государству до тех пор, пока это «догма правых тори, которая ставится выше интересов службы, заботы о пассажирах и государственных финансов. .

Извините, мы не нашли то, что вы искали

Перейти к основному содержанию Расширенный поиск

Основная навигация

  • О ЕЭК ООН
    • Исполнительный секретарь
    • Миссия
    • Организационная структура
    • Секретариат
    • Исполнительный комитет
    • Комиссия
    • Правовые инструменты
    • Работать с нами
  • Наша работа
    • Экономическое сотрудничество и интеграция
    • Экологическая политика
    • Леса
    • Жилье и земля
    • численность населения
    • Устойчивая энергетика
    • Статистика
    • Сделка
    • Транспорт
  • Темы
    • ЕЭК ООН и ЦУР
    • Районы с высокой степенью воздействия
    • Пол
    • СПЕКА
    • Техническое сотрудничество
    • ОПТОСОЗ
    • Специальный посланник Генерального секретаря ООН по безопасности дорожного движения
    • Фонд безопасности дорожного движения ООН
    • Сотрудничество ООН в регионе ЕЭК ООН
    • Региональный форум по устойчивому развитию
  • Где мы работаем
  • Открыть ЕЭК ООН
  • События
    • Встречи и мероприятия
    • Информация для делегатов
    • Консультации по коронавирусу
  • Публикации
  • СМИ
    • Блог ответственного секретаря
    • Новости
    • Пресс-релизы
    • Covid-19 Пресс-релизы
.

Извините, мы не нашли то, что вы искали

Перейти к основному содержанию Расширенный поиск

Основная навигация

  • О ЕЭК ООН
    • Исполнительный секретарь
    • Миссия
    • Организационная структура
    • Секретариат
    • Исполнительный комитет
    • Комиссия
    • Правовые инструменты
    • Работать с нами
  • Наша работа
    • Экономическое сотрудничество и интеграция
    • Экологическая политика
    • Леса
    • Жилье и земля
    • численность населения
    • Устойчивая энергетика
    • Статистика
    • Сделка
    • Транспорт
  • Темы
    • ЕЭК ООН и ЦУР
    • Районы с высокой степенью воздействия
    • Пол
    • СПЕКА
    • Техническое сотрудничество
    • ОПТОСОЗ
    • Специальный посланник Генерального секретаря ООН по безопасности дорожного движения
    • Фонд безопасности дорожного движения ООН
    • Сотрудничество ООН в регионе ЕЭК ООН
    • Региональный форум по устойчивому развитию
  • Где мы работаем
  • Открыть ЕЭК ООН
  • События
    • Встречи и мероприятия
    • Информация для делегатов
    • Консультации по коронавирусу
  • Публикации
  • СМИ
    • Блог ответственного секретаря
    • Новости
    • Пресс-релизы
    • Covid-19 Пресс-релизы
    • Блог исполнительного секретаря
    • Выступления
    • Истории
    • ЕЭК ООН Еженедельный
    • Видео
.

% PDF-1.7 % 348 0 объект > endobj xref 348 49 0000000016 00000 н. 0000003592 00000 н. 0000003768 00000 н. 0000004320 00000 н. 0000004357 00000 п. 0000004471 00000 н. 0000004583 00000 н. 0000006318 00000 н. 0000006857 00000 н. 0000007628 00000 н. 0000008061 00000 н. 0000008485 00000 н. 0000008756 00000 н. 0000009322 00000 п. 0000009594 00000 н. 0000010221 00000 п. 0000010505 00000 п. 0000011078 00000 п. 0000011347 00000 п. 0000012021 00000 п. 0000012048 00000 н. 0000012594 00000 п. 0000012740 00000 п. 0000025438 00000 п. 0000025986 00000 п. 0000026271 00000 п. 0000036685 00000 п. 0000049589 00000 п. 0000049694 00000 п. 0000056646 00000 п. 0000056716 00000 п. 0000059365 00000 п. 0000070008 00000 п. 0000070124 00000 п. 0000070199 00000 п. 0000070510 00000 п. 0000070585 00000 п. 0000070897 00000 п. 0000070972 00000 п. 0000071280 00000 п. 0000071355 00000 п. 0000071666 00000 п. 0000071741 00000 п. 0000072055 00000 п. 0000072130 00000 п. 0000072441 00000 п. 0000078136 00000 п. 0000125719 00000 н. 0000001276 00000 н. трейлер ] / Назад 1383760 >> startxref 0 %% EOF 396 0 объект > поток h ޼ V {Tgf2L # 4yc, cX Pq CVdY $ QE (X9E 5 | ПЗВХЭКГВ-о оо2} №

.

Смотрите также