В «Новой Опере» играют «Свадебку»

В «Новой Опере» играют «Свадебку»

В 2022 году театр «Балет Москва» стал балетной труппой московской «Новой Оперы им. Е. В. Колобова». Для зрителей слияние означало, в общем, одно: теперь спектакли «Москвы» идут в новом пространстве. «Свадебка» – наконец-то совместный (и весьма амбициозный) проект двух коллективов. Премьера состоится 14 июня.

«Свадебка» (1923) – одно из главных сочинений Игоря Стравинского. Официальное жанровое определение – «русские хореографические сцены с пением и музыкой», однако сам композитор называл своё творение балетом. Получасовая новаторская работа, опирающаяся на традиции народного звукоизвлечения (попевки, причеты, выкрики) и использующая в качестве оркестровой поддержки исключительно ударные (четыре рояля тоже трактуются как ударные), предполагала и особый подход к хореографии. Стравинский потратил годы на поиск нужного человека и остановил выбор на Брониславе Нижинской; в её постановке прошла парижская премьера «Свадебки». Впоследствии к этому произведению обращались многие хореографы, в том числе Татьяна Гзовская, Морис Бежар, Джером Роббинс, Леонид Мясин, Иржи Килиан, Анжелен Прельжокаж и Татьяна Баганова. Свои отношения со «Свадебкой» есть и у коллектива «Балет Москва»: в разные годы её ставили Лариса Александрова и Режис Обадиа.

Новую версию готовит хореограф Павел Глухов. По сути дела, он пошёл наперекор воле композитора. Стравинского интересовала стихия народного брачного обряда,; он старался уйти от драматизации и не предусмотрел никаких индивидуальных ролей. Глухов же увидел в «Свадебке» вполне конкретное повествование – «Грозу» Островского. «Сюжет будет рассказан не так подробно, как в пьесе, – говорит хореограф. – Я больше концентрируюсь на главных персонажах и на Катерине, которую мы показываем больше других. В самой “Свадебке”, которая касается свадебного обряда, “Гроза” как бы отступает на второй план. Под эту музыку невозможно вести ещё какое-то дополнительное повествование. Так что я сохраняю все части балета Стравинского и следую по ним ассоциативно. А линию “Грозы” провожу больше за счёт пролога и эпилога».

Пролога и эпилога, как известно, у Стравинского нет. Его сочинил наш современник Николай Попов, руководитель Центра электроакустической музыки Московской консерватории (собственно, вся постановка заявлена как совместный проект с ЦЭАМ). Написанием обрамления его вклад не ограничился – он внёс некоторые изменения в аранжировку балета.

«Это время было началом технологического процесса в искусстве, – говорит Попов. – Стравинский, по сути, ощущал эту тенденцию, но не мог реализовать, потому что технически тогда это было развито недостаточно. Но все идеи заложены в его музыке. И мне кажется, если бы он жил позже, в период, когда стала развиваться электронная музыка, он обязательно бы всё это использовал». Действительно, Стравинский думал отдать клавишные партии пианоле (механическому пианино), но в итоге расписал их для четырёх фортепиано. Попытки вернуть в оркестровку пианолу предпринимались неоднократно. В версии Попова задействованы прямые «потомки» пианол – электронные дисклавиры. Центральную часть сыграют музыканты на двух таких инструментах, а пролог и эпилог будут воспроизведены автоматически в режиме «механического пианино».

Сценографию новой «Свадебки» сочинила Лариса Ломакина. Главная часть – длинная «деревянная дорога», занимающая всю сцену и закрывающая оркестровую яму. Таким образом, музыканты перемещаются на сцену, а дирижёр будет работать из зала – между прочим, именно такую диспозицию предлагал Стравинский для премьеры 1923 года. «Это единая декорация, чья глубина и детали не сразу раскрываются зрителям, – говорит художник. – Добавляются яркие детали, меняется восприятие: может возникнуть роща или двор с громадным свадебным столом». Дополнять визуальный образ будет видепроекция Алексея Бычкова.

Костюмы, в которые облачены исполнители, разработала дизайнер Светлана Тегин. В своём решении она объединила русские народные мотивы с цитатами из конструктивизма. Типы одеяний разнятся – от лёгких костюмов для танцовщиков, подчёркивающих стройность силуэта, до тяжёлого облачения хористов, которые фактически превращаются в массивные «живые скульптуры».

Музыкальный руководитель и дирижёр постановки – Дмитрий Волосников. Он же будет дирижировать премьерой. Танцевальные партии исполнят артисты «Балета Москва», вокальную часть возьмёт на себя хор театра «Новая Опера», а также фольклорный коллектив Hodíla ízba.

Фото: сайт «Новой Оперы им. Е. В. Колобова»

Источник: journal.theater